| Содержание номера 

Les Voorhies


Les Voorhies. Портрет мастера

1. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к изготовлению ножей? С чего началось увлечение и изготовление ножей?

Я начал делать ножи в 1994 году. Это произошло совершенно случайно. Один из моих коллег по работе занимался изготовлением филейных ножей. Однажды он предложил мне попробовать самому сделать нож и передал для пробы несколько полос металла. В результате, я изготовил несколько клинков, которые показал своему товарищу, который в свою очередь дал мне несколько кусков кокоболо для изготовления рукоятей для моих ножей и познакомил меня с местным мастером-ножовщиком по имени Джон Джанини. Именно Джон Джанини был тем человеком, который указал мне правильное направление в ножеделании.

Свой первый нож я продал на Guns Show в декабре 1994 года. Год или два спустя, я начал посещать кузнечные курсы Говарда Кларка(Howard Clark), где стал изучать процесс изготовления ножей под руководством таких мастеров как R.B. Johnson и Al Dipold. В то время изготовление ножей было для меня больше хобби, чем профессия — я посвящал не все свое время изготовлению ножей, работал в основном вечерами и в зимнее время. Так продолжалось до августа 2005 года. В 2005 году я был уволен с должности авиамеханика в Northwest Airlines.

2. Является ли изготовление ножей Вашей основной работой? С какого момента Вы занялись изготовлением ножей профессионально?

Как я говорил выше, что с 1994 по 2005 годы я не посвящал изготовлению ножей все свое время. И только в 2005 году я стал, если так можно сказать, полнозанятым мастером-ножовщиком. В силу определенных причин, совсем недавно, я начал работать механиком в компании, которая занимается производством упаковки для пищевых продуктов. Однако, к изготовлению ножей, посвящая этому все свое время, я планирую вернуться летом следующего года.

3. Какие материалы и технологические приемы Вы используете при изготовлении своих ножей? Каким материалам отдаете предпочтение? Чем определяется Ваш выбор материалов при изготовлении ножей?

Мне нравится использовать CPM. Это связано с тем, что она очень легка в работе и очень хорошо подходит для изготовления клинков. Я много использую G10 и карбон фибры , потому что это то, что пользуется спросом на рынке. Но я также люблю использовать и титан для накладок. Титан смотрится очень хорошо, особенно если его выделить (сделать на нем акцент) анодированием. Но самыми любимыми материалами я бы назвал сталь CPM S35VN и перламутр, который я использую на рукоятях. К сожалению с перламутром есть один нюанс — он достаточно хрупок и подвержен поломкам в процессе изготовления рукоятей, а я получаю его не так много.

4. Сотрудничаете ли вы с какими либо компаниями по произодству ножей? Как началось Ваше сотрудничество с этими компаниями? Кто был инициатором сотрудничества? С какими компаниями производителями ножей Вам наиболее комфортно работать?

В настоящее время я не сотрудничаю ни с одной из компаний.

5. По материалам для клинков: что Вы сейчас используете?

Больше всего S35VN, реже: S90V, S30V, S125V, Elmax и XHP

Les Voorhies. Портрет мастера

6. По материалам для рукоятей: что сейчас Вами больше используется?

G10, титан и карбон фибру. В карбон фибре нравится вот такой вариант: lightning strike.

7. Какие материалы Вы считаете наиболее перспективными и планируете использовать в своих изделиях?

SM-100 для изготовления клинков.

8. Какая сталь сегодня нравится больше всего? Почему?

S35VN и Elmax. Обусловлено это высоким содержанием углерода, высокой твердостью и прочностью клинков, а также легкостью термической обработки этих сталей.

9. Есть ли у вас специальная программа «обязательного тестирования» для нового ножа? Как выгладит этот набор тестов?

Нет. Как таковой программы тестирования ножей нет. В основном все мои ножи прошли проверку временем их использования, ну может быть кроме дизайна некоторых моделей. При изготовлении новых моделей — я отталкиваюсь от тех задач, которые будет выполнять нож, от его эргономики (чтобы он хорошо сидел в руке). Но все равно, окончательный вердикт выносят пользователи моих ножей. Мои клиенты — это мои судьи.

Les Voorhies. Портрет мастера

10. В своей деятельности Вы добились определенных успехов. Ваши ножи пользуются устойчивым спросом на мировом рынке. По географии заказов, где работают ножи?

К сожалению, я не могу вспомнить все места, куда я отправил свои ножи. Первое, что приходит на ум это: Великобритании, Италии, Россия, Тайвань, Германия, Франция, Австралия, фактически по всей территории США и Канады. Может быть еще куда-то, но так сразу вспомнить и не получиться. Это страны, из которых приходят достаточно регулярные заказы на мои ножи.

11. Многие ножевые мастера говорят о том, что их ножами пользуется достаточно много знаменитостей. А как обстоят дела с вашими ножами? Есть ли среди ваших заказчиков кто-то из известных людей? Есть ли у них какие-либо специальные требования и пожелания к ножам и их дизайну? С кем из знаменитостей работается легче всего, а с кем труднее?

К сожалению или счастью, я не знаю ни одной знаменитости, которые бы владели моими ножами.

12. Сотрудничаете ли Вы с другими мастерами-ножовщиками? С какими? Чьи работы для Вас как мастера-ножовщика и дизайнера наиболее интересны?

Я сделал несколько ножей совместно с другими мастерами: Tashi Bharucha и Mike Eugenio. Решения Tashi Bharucha являются очень интересными, и я надеюсь найти время, чтобы работать с ним снова. Я сделал несколько совместных проектов балисонга вместе с Mike Eugenio. К слову, один из моих любимых балисонгов был сделан именно совместно с Mike.

13. В последнее время в ряде стран происходит определенное ужесточение требований к разрешенным для постоянного ношения ножам. Как Вы относитесь к этому?

Я чувствую, что люди, подготавливают и принимают эти новые законы и нормативные акты не понимают, что нож является инструментом. При чем одним из старейших инструментов. Это абсурдно, чтобы отнимать этот инструмент у многих хороших людей (или ограничивать их права на владение и использование), только потому, что очень небольшое количество людей злоупотребляет ножом. Ситуация с ножами приблизительно такая же как и с огнестрельным оружием — ни у ножа, ни у пистолета нет хороших или плохих намерений, они являются всего лишь объектами. В конце концов, хороший или плохой поступок совершает человек, в чьих руках находится нож или пистолет.

Les Voorhies. Портрет мастера

14. Какие из Ваших ножей являются бестселлерами? Как думаете почему?

Мodel 9, наверное. Этот нож продается лучше всего. Я думаю, что это просто потому, что у Мodel 9 абсолютно чистый дизайн, без излишеств. И к тому же это флиппер.

15. А личный любимец среди ножей? С чем это связано?

VPD является моим любимым ножом. Мне не очень нравится их делать, но они, как правило, вызывают улыбку на лицах людей, после того как открывают VPD.

16. Есть ли у Вас какая-либо интересная или необычная история, связанная с ножом?

Нет. У меня нет никакой интересной или необычной истории, связанной с моими ножами.

17. По новинкам в модельном ряду… Какие новинки ждать в ближайшее время?

Больший балисонг Мodel 1 и, возможно, балисонг Мodel 2.

18. Раз уж заговорил о балисонгах. Как вы пришли к к этим ножам и почему они вам нравятся?

До 2005 года я очень мало знал о балисонгах. Потом увидел несколько ножей в живую. Увидел как люди обращаются с ними. И мне стало интересно. В конце 2005 года я начал интересоваться балисонгами и всем, что с ними связано. В феврале 2006 в Лас-Вегасе на выставке я встретил Abe (из EDC knives) и некоторых членов USN, которые предложили мне попробовать изготовить балисонг. Именно так я сделал свой первый балисонг. Это произошло в марте 2006 года. Изготовив свой первый балисонг я был поражен этим ножом.

Les Voorhies. Портрет мастера

19. Позволил ли балисонг вам художественно выразить себя? Разве он лучше, чем любой другой фолдер?

Я чувствую себя немного ограниченным балисонгом. Но я вижу, что в изготовлении балисонгов есть большое будущее. Я смогу сделать что-то большее с ним, привнести что-то. К сожалению, большинство балисонгов, которые я делаю, предназначены для постоянного использования или тренировок с ними, а это вносит определенные ограничения на используемые материалы. Так, к примеру, я не могу использовать любимые мной перламутр или слоновую кость. К тому же не очень хорошо делать полированные рукояти на балисонгах, предназначенных для ежедневного использования.

20. При изготовлении балисонгов вы работаете с конкретным заказом или создаете в соответствии с вашим видением ножа, не задумываясь о том будет ли легко продать нож?

Сейчас это примерно 50/50.

21. Используете ли вы станки с ЧПУ или вы работаете исключительно вручную?

У меня нет станка с ЧПУ. Также как и токарного станка. На сегодня я практически все делаю в ручную. Только для некоторых операций использую небольшой токарный станок, скорее мини токарный станок.

22. У вас есть EDC балисонг?

Пока нет, но скоро я его себе сделаю. Также планирую найти время и заняться с тренером по обращению с балисонгом.

Les Voorhies. Портрет мастера

23. Как вы могли бы вкратце описать ваши творения?

Они очень просты.

24. Не могли бы вы дать несколько советов мастерам-ножовщикам (как любителям так и профессионал), тем кто хочет начать изготавливать балисонги и зарабатывать на них?

Поговорите с людьми, которые используют балисонги, которые занимаются с балисонгами, крутят их.

Как я и говорил, у балисонгов есть будущее. Они будут развиваться. И возможно, даже изменят свою плохую репутацию.

25. И, в заключение, традиционный вопрос — каковы Ваши ближайшие и долгосрочные творческие планы?

К краткосрочным планам стоит отнести мое желание полностью посвятить себя изготовлению ножей, а также разработать новый балисонг. В более длительной перспективе в мои планы входит открыть второй магазин, в котором собрать продукцию нескольких местных производителей ножей.

 | Содержание номера