| Содержание номера 

Душа самурая.


Японское холодное оружие, а именно мечи (реже называемые саблями, хотя последнее название более справедливо в отношении данного оружия), известно во всем мире под именем МЕЧ САМУРАЯ. Этот вид оружия развивался в условиях практически полной изоляции японских островов, однако первоначальный толчок этому развитию был дан извне.

Самурайские мечи среди всех других видов холодного оружия выделяются идеальной пропорциональностью форм, великолепными боевыми качествами и высокохудожественной отделкой. Меч самурая - всегда совершенный образец кузнечного и художественного мастерства. Несмотря на очень жесткие рамки традиционного производства, непозволявшие изменять форму клинка, рукояти и ножен в течение минимум 1500 лет, каждый меч имеет свой оригинальный облик. Такие детали меча как цуба (гарда), мэнуки (парные рельефные металлические накладки, укрепляемые с обеих сторон рукояти), фути (обоймица рукояти) и касира (навершие рукояти) дают мастеру неограниченную свободу для художественного творчества. Фути и касира, как правило, украшались одинаковым орнаментом и изготавливались в комплекте одним мастером.

Технология производства мечей в Японии зародилась в начале первого тысячелетия нашей эры, развивалась и совершенствовалась до 1876 г., когда указом императора были запрещены производство и ношение холодного оружия частным лицам. История развития самурайского меча документально зафиксирована в 20-томном издании "Ценкеа-Койитсон", написанном Кикиду Йосаи и изданном в Киото в середине XIX в. К тому же сам объект исследования - самурайский меч - может много о себе рассказать. На хвостовике полосы (накаго) каждого меча под деревянной рукоятью, которая легко снимается, могла выполняться надпись, содержащая исчерпывающие сведения о мече: имя кузнеца, его возраст и титул, место и время изготовления, имя владельца и пожелания счастья, а также условия испытания клинка.

По этим надписям чаще всего и прослеживается история каждого меча в отдельности. Однако существуют мечи, на которых отсутствует какие-либо надписи. Знаменитые японские кузнецы не без причин считали, что их работу и так легко отличить от другой, менее "достойной". В целом, как отмечают некоторые исследователи, существует некая закономерность (весьма спорная): чем больше надписей на мече, тем менее качественный Клинок.

В Японии меч как оружие и символ власти известен с незапамятных времен. Согласно легенде меч, являвшийся олицетворением власти императора (Тенно), наряду с зеркалом и драгоценностями, был передан ему Богиней Солнца Аматэрасу. Согласно другой легенде "стремительный и мужественный Сусаноо, брат появляющейся на небе большой и лучезарной Аматэрасу Омиками", вооруженный мечом, победил восьмиголового дракона. Когда он отрубил дракону хвост, из него выпал меч, который он передал Аматэрасу в знак своей победы. Острота и блеск клинка этого меча были таковы, что смертные последователи божественных героев не могли на него смотреть. Десятый Тенно приказал сделать копию, а оригинал передал на хранение в сундук Богини Солнца.

Та форма японского меча, которая сохранилась до наших дней, сложилась во второй половине первого тысячелетия нашей эры. До этого периода мечи привозились из Китая, были обоюдоострыми и имели некоторое расширение к острию. Именно эта форма меча происходит от китайско-буддистского мифического меча, которым герой способен победить дракона.

В бою меч всегда был оружием "третьей очереди", то есть ближнего боя, - его пускали в ход, исчерпав возможности лука, дротиков и копий.

Уже в VI-VII вв. н. э. на японских островах под влиянием ближайших соседей - империи династии Танг - сложилось централизованное государство во главе с Тенно. Вся история этого феодального государства, как в зеркале, отражена на клинках японских мечей. В Японии была государственная собственность на землю, то есть землей владел Тенно, а его подданные могли пользоваться земельными участками только как арендаторы. Крестьянские семьи получали подушные наделы на каждого члена семьи и оплачивали ее частью урожая и ремесленными изделиями. Государственные чиновники получали земельные наделы в зависимости от своего чина и должности. Минимальный надел чиновника был в четыре раза больше крестьянского надела.

Наивысший расцвет первого феодального государства пришелся на эпоху Нара (710-784 гг.). В этот период бурно развивались наука и искусство, на основе китайских иероглифов была создана японская письменность, параллельно с господствующей религией Синто получил распространение буддизм.Чиновники быстро усвоили, что их власть внизу иерархической лестницы практически не контролируется сверху. Уже в ранний период Хайян (784-1192 гг.) чиновники создали властную пирамиду, которая поставила Тенно в положение "царствует, но не управляет". Крупные чиновники стали крупными землевладельцами, крестьянские участки стали уменьшаться, а в X в. феодалы вообще были освобождены от всех налогов, что привело к недовольству крестьян вплоть до попыток вооруженного захвата земель крупных феодалов.

В этих условиях землевладельцы начали создавать вооруженные отряды для защиты своей собственности и власти. В течение X-XII вв. воины этих отрядов превратились в особую касту военного дворянства, - самураев. Началась эпоха феодальных войн за расширение своих владений и усиление власти. Командиры небольших самурайских отрядов шли на службу к более сильным, происходила концентрация военной силы в руках наиболее богатых землевладельцев. В XII веке вся страна оказалась разделенной между двумя кланами - Тайра и Минамото. В решающей битве, состоявшейся в 1185 г. у побережья Дан-но-Ура острова Хонсю, победил клан Минамото и практически стал править страной. В 1192 г. Тенно присвоил Йоритомо Минамото титул "Сейи-таи-Сёгун" (Верховный командующий) и передал ему всю военную и гражданскую власть в стране. Сейи-таи-Сёгун обосновался в городе Камакура, а безвластный Тенно оставался до 1868 г. в Хейян-Кийо, ставшим чуть позже именоваться Киото. Эра Камакура продлилась с 1192 по 1333 г.

Минамото создал систему управления страной, в которой на ключевых постах находились преданные ему самураи. Однако, несмотря на неограниченную верховную власть, междоусобные войны продолжались. На протяжении нескольких столетий страна была в состоянии перманентной гражданской войны. Феодалы воевали между собой, объединившись, воевали даже против войск Тенно (несмотря на то, что теоретически император был единственным землевладельцем в стране и все феодалы, получившие от него землю, могли ее лишиться в любой момент), - также крупного землевладельца, имевшего своих самураев.

Японских воинов, входивших в военную элиту страны с XII до середины XIX века, принято называть "буси" или "самурай". Буси - в переводе означает "сражающийся мужчина", именно этим словом называли японских воинов средневековья. Обычно они жили в сельской местности, совершенствовали свое воинское мастерство и всегда были готовы к бою. Большинство из них, состоявших на службе крупных землевладельцев, монастырей, Сёгуна или Тенно, называли "гокенин", что в переводе буквально означает - придворный. Словом "самурай" также называлась служба буси при дворе Сёгуна, а с XVI века этим словом стали называть буси, переселившихся в города и состоящих на воинской службе у Тенно, Сёгуна, другого самурая и т. д.

К XII веку в Японии господствовала религия, завезенная из Китая, основанная на учении Конфуция (Kong-Fu-Tse), китайского философа и общественного деятеля, жившего в 551-479 гг. до н. э. В Японии было много конфуцианских школ, но самой влиятельной была школа китайского философа Ху Ши (Сhu Hsi), жившего в 1130-1200 гг. Правительство, созданное крупными землевладельцами, поставило своей целью воспитать в самураях низших рангов абсолютное подчинение власть имущим и отрицание буддизма и христианства. На протяжении нескольких столетий основой воспитания самураев были постулаты Конфуция, адаптированные к условиям Японии. Был создан кодекс самурая, Буси-до ("Путь самурая"), основанный на философской системе Конфуция. Вчитайтесь внимательно в эти 13 пунктов, которые были написаны 400 лет тому назад:

1. Преданность родителям, старшим, начальникам;

2. Преданность обычаям и нормам;

3. Уважение и внимательное отношение к истории;

4. Любовь к традициям;

5. Внимательное отношение к силе примера;

6. Преимущества широкого морального воспитания над специальными знаниями;

7. Поддержка ненасильственной моральной реформы в государстве и обществе;

8. Благоразумие, осторожность, поиск компромисса;

9. Избежание противоречий;

10. Мужество и чувство ответственности как высшая традиция;

11. Самосохранение в случае необходимости;

12. Исключительное и точное следование обычаям предков;

13. Педантичная точность в обращении с посторонними.

Как видим, все эти требования высоко моральны с точки зрения даже современного человека. Конечно же, такие принципы не могли длительное время удовлетворять требованиям правящего класса.

Спрос, как известно, рождает предложение. И вскоре возникло националистическое движение сторонников избранности и исключительности японской расы. Под влиянием этого движения конфуцианство постепенно теряло свое влияние и в XVI веке окончательно ушло в тень. На авансцену вновь вышел буддизм, а одно из его течений - Дзэн-буддизм, стало господствующей идеологией страны, но об этом несколько позже.

Самым мрачным периодом японской истории стал период с 1478 по 1573 г., называемый Столетней войной. Действовал только один закон - закон силы, закон меча. Хозяйство страны было разрушено, процветало только производство оружия. Снова начался передел сфер влияния между кланами самураев. К этому времени относится появление в Японии огнестрельного оружия, завезенного в страну португальцами.

К концу XVI в. за власть продолжали бороться три клана - Ода, Тоётоми и Токугава. После поражения Ода одному из самураев побежденного клана, крестьянскому сыну Тоётоми Хидэёси, было предложено возглавить объединенные силы Ода-Токугава и примирить уставшую от постоянных войн страну. Хидэёси был осыпан наградами Тенно, но низкое происхождение не позволяло присвоить ему титул Сёгуна. После гибели Хидэёси в походе против Кореи военная власть перешла к Токугава Иэясу, получившему в 1600 г. титул Сёгуна.

Реформы, проведенные Токугава, обеспечили ему практически неограниченную власть. Он основал город Эдо, нынешний Токио, и создал централизованное феодальное государство. Тенно не имел реальной власти, но получал ежегодную ренту.

Токугава Иэясу сформулировал положения и задачи самураев, всех остальных дворян и чиновников, в законе, состоящем из 13 пунктов. Буддизм стал государственной религией. Каждый житель страны был обязан зарегистрироваться в буддийском храме. Иэясу поддерживал внешнюю торговлю с Китаем, Сиамом и Индокитаем. В японских портах появились голландские, английские и португальские корабли.

Но вскоре после утверждения своей власти Токугава начали ограничивать иностранное влияние на жизнь страны. В 1639 г. португальцам было запрещено появляться в Японии. Торговля с Китаем и Голландией была сильно ограничена. Токугава пытались исключить европейское влияние, христианство было строжайше запрещено. Так началась 250-летняя изоляция Японии. Период Токугава закончился только в 1867 г., после того как под давлением придворного дворянства партии Тенно 15-тый Сёгун Токугава Ёсинобу 9 ноября отрекся от титула и передал власть Тенно Муцухито.

Несмотря на сопротивление придворных Тенно разрешил внешнюю торговлю и переселился в Токио, где были сосредоточены государственные органы власти.

Период с 1868 по 1912 г. был назван эпохой "Мэйдзи" ("Просвещенного правления"). Многие самураи перешли на гражданскую службу, многие остались военными, но уже в императорской армии, формируемой по европейскому образу и подобию. В 1876 г. императорским указом было запрещено ношение холодного оружия частным лицам. Япония встала на путь страны с конституционной монархической властью.

Меч и японское общество

Технология производства клинков японских мечей никогда не зависела от общественного положения их заказчика, была традиционно одинаковой для всех. Богатство владельца меча могло отразиться только на отделке рукояти и ножен.

Этикет предписывал всем высшим придворным и членам семьи Тенно постоянно носить меч Тати, длиной около 1,2 м. Он крепился к поясу при помощи шелкового шнура, проходившего сквозь узкие обоймицы, и носился на высоте несколько выше колен. Для придворных церемоний предусматривалось ношение нескольких типов мечей. Их форма была неизменной, отличались они только отделкой. Каждый меч имел свое название. Так, мечи для торжественных случаев назывались Гийо-но-Тати, а для служебных совещаний - Хейо-но-Тати. Кроме Тати самураи за поясом носили также кинжал - миниатюрное подобие меча, - Танто. После Столетней войны несколько более короткий кинжал Кайкен стали носить и женщины.

С ростом значения поместного дворянства и отрядов их самураев изменилась роль меча - он перестал быть только элементом вооружения и стал неотъемлемым предметом также и гражданского платья. Все от Сёгуна до солдата носили за поясом меч Катана, длиной примерно 1 м и более короткий Вакидзаси. Эти два меча вместе называются Дайсё, то есть "большой-маленький". В отличие от Тати, подвешиваемого к поясу, Дайсё носились за поясом лезвием вверх. Закон Токугава гласил: "Меч - это душа самурая. Кто его теряет, теряет честь и подлежит строжайшему наказанию".

В отличие от самурая, обязанного всегда носить два меча, богатые торговцы, крестьяне и служащие с 1603 г. имели право иметь при себе во время торжеств один Вакидзаси. Мелким торговцам, нищим и монахам ношение меча было строго запрещено.

Дети носили мечи, соответствующие положению их родителей, только изготовленные из дерева. Сопровождая взрослых на многочисленных религиозных и традиционных праздниках, мальчики носили Дайсё, а девочки Кайкен.

Мечи самурая хранились у него дома на специальной подставке Катана-Каке, стоящей в нише Ток-но-Ма напротив входной двери. Катана гостя помещался там же, а Вакидзаси гость клал рядом с собой. Оставить меч за поясом при входе в дом означало проявление крайней враждебности.

Восхищение отделкой меча и ножен считалось проявлением дружбы. Позволялось вынимать из ножен только часть клинка. Полное обнажение клинка означало враждебность и разрыв дружбы. Только в том случае, если гость категорически настаивал на желании осмотреть Клинок хозяина полностью, позволялось обнажить его с большим количеством извинений и комплиментов вкусу гостя.

В соответствии со значением меча в японской истории все произведенные в стране мечи делятся на три группы. Период Кото или Старых мечей - от мифического Кусанаги, меча брата Богини Солнца Аматэрасу до 1573 г., - года окончания Столетней войны; период Синто или Новых мечей - до окончания правления Токугава (до 1868 г.); период Син-Синто или Современных мечей, то есть период "Мэйдзи" - Реставрации.

Наиболее знаменитые кузнецы, Кайи, принадлежат ко времени первых двух периодов. Во все времена кузнецы, ковавшие клинки, занимали очень высокое общественное положение. Этой работой занимались самураи и придворные, даже Тенно не чурались этого высокого кузнечного искусства. Тенно Го-Тоба (1183-1198 гг.) считал, что искусство изготовления клинков - занятие, достойное принцев крови. С VIII в. священники-синтоисты были еще и кузнецами. В феодальной Японии самурайский меч идеологически и технически был продуктом правящего класса.

Меч самурая должен был служить своему хозяину только для выполнения его обязанностей по службе. Вне службы обнажать меч было строго запрещено. Это могло произойти только тогда, когда этого требовали постулаты Дзэн-буддизма. Эта ветвь буддизма драматически повлияла на все развитие самурайской идеи, создала совершенно новые виды и формы использования лука и меча. Самурай в глазах буддистов должен был быть образцовым воином.

Мастера Дзэн за ширмой буддизма создали идеологию, принципы которой основывались не на интеллекте или чувствах, а на воле и морали, которые и были настоящими корнями и опорой воинской чести и гордости. Даже скептики могли видеть, что учение Дзэн воспитывает большое самообладание и артистическое, уверенное поведение перед лицом смерти. Именно принципы Дзэн-буддизма и традиционной японской религии синтоизма легли в основу окончательной версии "Буси-до".

Известны имена многих мастеров, пропагандировавших Буси-до, но самым известным из них был Ямага Соко (1622-1685 гг.). Иногда его даже называют создателем Буси-до. В 1665 г. был выпущен сборник лекций Ямага Соко, где были записаны принципы "Пути Самурая". Вот эти 7 принципов:

1. Будь всегда в своих действиях честным. Верь в справедливость - не других людей, а в ту, которая в тебе. Для самурая нет градации в оценке чести и справедливости, есть только черное или белое, правда или ложь. Каждый честный человек, имеющий чистую душу, не должен бояться правды;

2. Подними себя над толпой. Прятаться в свой панцирь, как черепаха, - значит вообще не жить. Самурай должен иметь дух героя. Это очень опасно и рискованно, но только при этом жизнь полноценна. Это не духовная слепота, самурай умен и силен. Замени свой страх уважением и осторожностью;

3. Сострадание и жалость. Интенсивная тренировка делает самурая быстрым и сильным. Он развивает силу, которую должен применять для общего блага. Если судьба не дает ему такой возможности, он находит ее сам;

4. У самурая нет необходимости быть жестоким и доказывать свою силу. Даже с самым злым врагом самурай должен быть вежливым. Без этого качества мы не более чем звери. Истинная внутренняя сила проявляется в конфликтах;

5. Честь. Для самурая существует только один судья, который может судить о его чести - это он сам. Решения, которые он принимает и исполняет отражают его истинное <Я>. Нельзя спрятаться от себя!

6. Справедливость и искренность. Если самурай говорит, что он что-то сделает, он должен это выполнить. Ничто в этом мире не может помешать ему. Он не должен давать слово, не должен обещать. Одно то, что он это сказал, уже является гарантией выполнения. Сказать и сделать - это одно и то же;

7. Долг и лояльность. Самурай отвечает за свои действия, добровольно принимая на себя ответственность за содеянное. Он абсолютно предан и верен своему начальнику и является образцом для своих подчиненных. Слово мужчины - это его следы, по ним ты можешь идти за ним, куда бы он ни шел. Следи, куда идешь ты!

До сих пор тысячи исследователей истории самураев спорят об этом кодексе, причем спектр мнений очень широк - от полного одобрения до полного отрицания. Последний международный симпозиум по этой проблеме закончился 26 января этого года. Сейчас все больше количество оппонентов завоевывает идея о том, что Буси-до в чистом виде, вне милитаристской идеологии, не пропагандирует насилия, не является антигуманным.

До наших дней дошли имена наиболее знаменитых кузнецов даже из периода Старых мечей. Это Саньйо Мунехика и его ученики Йошиийе и Каненага, жившие в XII веке.

Из периода Камакура (1192-1333 гг.) известны имена наиболее знаменитых мастеров, таких как Юкимицу, Масамунэ и Мурамаса. Особенно славились клинки Мурамаса, их называли "жаждущими крови и крошащими". Их острота была такова, что лист бумаги, увлекаемый течением реки, попадая на лезвие перпендикулярно стоящего на его пути клинка, оказывался разрезанным на две части. Это их качество положено в основу красивой легенды, в которой фигурируют двое из только что названных кузнецов.

Мурамаса был известен своим неуравновешенным характером и пользовался мрачноватой славой. Его отличные клинки могли наносить глубокие страшные раны. Один самурай решил провести, говоря современным языком, эксперимент. Именно он убедился в способности мечей Мурамаса разрезать плывущий лист бумаги. Мечи же мастера Масамунэ, пользовавшиеся не меньшей славой, такими листами бумаги попросту огибались. Самурай сказал: "Меч Мурамаса ужасен, а меч Масамунэ - человечен". Говоря другими словами, меч "воспринимал" характер кузнеца, выковавшего его Клинок.

Мечи, изготовленные в период Камакура, относятся к самым ценным предметам японской культуры. 17 мечей, принадлежавших семье Сёгунов Токугава с XVIII в. являются национальным достоянием Японии.

Согласно японской статистике, за все время в изготовлении мечей принимало участие приблизительно 20 тысяч кузнецов, сделавших 2 миллиона клинков. Из этого количества лишь 100 тысяч находятся в Японии, большинство из них в семьях потомков самурайских родов. Наибольшее количество самурайских мечей находится в США (примерно 300 тысяч клинков), составляющих самые богатые коллекции современности. По некоторым американским источникам, в США находится до 1 млн. самурайских мечей, большую часть из которых составляют мечи японских офицеров, ввезенные в страну после окончания второй мировой войны.

Как ковались клинки самурайских мечей

Ковка клинков была не только технической, но и художественной задачей, особенно в начале их производства. Кузнец ковал Клинок и завершал его отделку, включая рукоять и ножны. Однако со временем производство мечей стало узкоспециализированным - кузнец ковал Клинок, а другие мастера завершали его работу. Способы подготовки металла и его ковки совершенствовались из поколения в поколение и хранились в строжайшей тайне в семьях кузнецов.

Процесс ковки сопровождался строго соблюдаемым обрядом. Перед началом очередной работы кузнец проводил ритуальную очистку своего организма, надевал белые одежды и покрывал голову черной шапочкой в виде лодки. Затем перед так называемым алтарем Синто, стоящим в строго определенном месте кузницы, он "настраивал" свой дух на предстоящую работу. Кузнец и его помощники работали в полной изоляции от внешнего мира в течении всего времени производства меча, ежедневно совершая ритуальные омовения. Так могло продолжаться неделями!

Процесс ковки клинка из дамасской стали практически не отличался от известного в других странах. Секретным в изготовлении японского клинка был процесс закалки. Этой работе также предшествовали определенные ритуалы. Весь Клинок покрывался тонким слоем смеси из глины, очень мелкого песка и порошка древесного угля. Затем мастер тонкой бамбуковой палочкой проводил линию вдоль лезвия, прямую или произвольной формы. Пока покрытие не засохло, мастер удалял защитный слой между режущей кромкой лезвия и проведенной линией. Захватив хвостовик клинка щипцами, кузнец опускал Клинок лезвием вниз в горн с горящим сосновым древесным углем и выдерживал его до достижения определенного цвета, а затем опускал в заранее приготовленную воду с заданной температурой. До наших дней сохранилась поэтически описанная инструкция по закалке: "Сталь нагревают до достижения ею цвета Луны, который она имеет во время своих небесных прогулок в июне или июле".

После закалки на клинке появлялась линия (хамон), разделяющая сильно закаленное лезвие и более мягкую голомень клинка. Более закаленная часть на полированном лезвии выделяется как более светлая и блестящая. Форма линии твердости играет решающую роль в оценке качества клинка. После закалки мастер-кузнец испытывал Клинок на прочность и твердость, наносил на хвостовик сведения о себе и мече и передавал Клинок Катана-тоги, - специалисту-точильщику. Используя 9 точильных камней различной зернистости Катана-тоги работал до 15 дней, не прикасаясь к поверхности клинка руками, закрывая ее специальной тканью в местах захвата. Заточка проводилась под струей воды на закрепленном камне возвратно-поступательными движениями.

Затем отполированный Клинок попадал в руки мастера, изготавливающего рукояти и ножны. Основным материалом была древесина магнолии. Такие детали отделки как цуба, мэнуки, касира и фути могли заготавливаться заранее, поскольку они отличались практически только орнаментом. Деревянные детали рукояти закреплялись в отверстии хвостовика (мэкуги-ана) бамбуковым стержнем, покрывались кожей ската, а затем обматывались шелковым цветным шнуром таким образом, что в ромбовидных окошках была видна кожа ската и мэнуки.

Важнейшей деталью отделки меча является цуба, служащая для защиты руки от порезов. Цубы изготавливались из железа или латунного сплава и давали мастеру неограниченный простор для художественного творчества.

Согласитесь, что самурайский меч и все, что с ним связано - это замкнутый изолированный мир, полный чудесного своеобразия.

***

Эту статью хотелось бы закончить лаконичными комментариями Буси-до, сделанными Мирумото Йинто:
- путь смелого не проходит по следам глупости;
- душа без уважения подобна дому в руинах - нужно их расчистить, чтобы построить новый дом;
- совершенство - это непреодолимая гора, которая должна быть преодолена ежедневно;
- обида похожа на хороший хайку (традиционное японское стихотворение в три строки - прим. авт.) - ее можно игнорировать, не признавать, простить, но никогда нельзя забывать;
- смерть не длится вечно, бесчестие - да.

 | Содержание номера