| Содержание номера 

Еще раз о выборе ножа...


Одним из наиважнейших факторов при выборе ножа является рукоять. Ее форма и материал, из которого она изготовлена, очень сильно влияют на наше восприятие ножа, определяют удобство (комфортность) работы им. Случается так, что, кажется, вот он, нож твоей мечты, к котором мечтал всю жизнь и вроде бы как все в нем так, как хотелось бы, но… Возьмешь нож в руки и сразу понимаешь, что нож не «сидит», в еще хуже, когда при работе ножом испытываешь дискомфорт и начинает казаться, что было бы здорово, если бы здесь было чуть больше/меньше толщины, а рукоять была чуть длиннее и т.п. А вот эти выступы, которые так красиво смотрелись на рукояти при «внешнем» осмотре и были вполне к месту в ненагруженной руке, при работе ножом приводят к «кровавым мозолям»… А красивое дерево или накладки лучше бы заменить на пусть и нещадную к карманам G10, но она хотя бы обеспечивает надежное удержание инструмента в испачканной жиром или намоченной жидкостью руке… И если бы не все эти НО, то цены бы этому ножу не было. В общем, правильно говорили древние, что дьявол скрывается в деталях (всегда есть подвох)…

Среди натуральных материалов дерево, рог и кость, наверно, одни из самых первых и наиболее часто используемых материалов на рукоятях ножей, вне зависимости от того являются ли эти ножи складными или нескладными — решаемая с их помощью задача — их задача — сделать надежным и комфортным удержание ножа и работу с ним.

Возможно, следует отметить, что первые ножи целиком изготавливались из камня (чаще всего — кремневые, а такая горная порода, как обсидиан, позволяла получать острейшие ножи довольно сложной формы) — так называемые отщепы, приобретшие впоследствии миндалевидную форму. Позже к ножам начали прикреплять деревянные и костяные рукояти..

Костяные рукояти

Очень часто из кости делают накладки на рукояти или используют всю кость целиком.

В основном употребляются крупные кости конечностей, дающие длинную ровную трубку с изрядной толщиной стенки (до 10 мм). При желании это позволяет выпиливать из них гладкие пластины или насаживать на хвостовик в качестве готовой втулки с минимальной доводкой поверхности и укреплением торцов обоймами или кольцами. Порой не делается даже и этого, а используются трубчатые кости в первозданном виде.

Костяные накладки смотрятся несколько просто и непритязательно, но очень часто по кости может быть выполнена резьба или рисунок, что хоть и повышает художественную ценность ножа, но практически не влияет на его рабочие характеристики.

Определенным недостатком является гладкость поверхности таких костей (при отсутствии резьбы или естественной фактуры).

Большинство пользователей ножей (особенно складных) одно время считали кость традиционным материалом для рукоятей — однако компании-производители ножей провозгласили кость лишь более дешевым заменителем оленьего рога, изделия с использованием которого «уходили» в другую ценовую группу — так возникла тенденция при использовании кости стилизации ее под олений рог. Такая кость выпиливалась из большой берцовой кости коровы, грубо обрабатывалась, могла быть окрашена практически в любой цвет. Кроме этого, поверхность кости в этих случаях покрывалась множеством мелких отверстий, имитировавших структуру рога. Сеть таких отверстий называлась технологическим узором. Правда, со временем обработанная таким образом кость выгорала, вытиралась, но многие пользователи внешний вид такой кости считают достаточно привлекательным.

И все же кость, при использовании ее при изготовлении рукоятей, имеет один существенный недостаток — она довольно хрупка — если уронить такой нож на твердую поверхность, кость с высокой степенью вероятности может треснуть.

 | Содержание номера