| Содержание номера 

Культовое оружие.


Древняя Греция. Стилизация рогов быка. Возможно, их зеркальное отображение послужило толчком к созданию Лабриса

Лабрис – религиозный символ и сокрушительное оружие

Пожалуй, только на самой примитивной ступени культурного развития человечества, когда все вокруг казалось одушевленным: камни, деревья, явления природы – человек не выделял оружие в какой-то особый предмет культа. На этом этапе эволюции оружие было равноправным партнером человека в борьбе за выживание. Это подтверждают и исследования этнографов, проведенные в конце XIX века среди аборигенов Австралии и Амазонии, остановившихся в своем культурном и общественном развитии тысячи лет назад.

Египет

Египет. Ритуальный кремневый нож. 3400 г. до н. э.

Первым государством, в религии которого оружие перешагнуло грань обыденного предмета и стало орудием религиозного культа, был Древний Египет. Около 5 тыс. лет назад египтяне стали бальзамировать тела покойников, сохраняя их для «вечной жизни в загробном мире». Согласно ритуалу жрец в звероподобной маске бога Анубиса вскрывал тело умершего специально предназначенным для этого ритуала кремневым ножом. При этом на протяжении последующих 3 тыс. лет, уже при повсеместном распространении металлов, эти ножи все равно оставались кремневыми. И причина не в том, что скол кремня имеет остроту скальпеля. Этого требовал религиозный ритуал. По мнению египетских жрецов «так было всегда, а значит это угодно богам».

Греция

Примерно 4 тыс. лет назад на острове Крит зародилась цивилизация, положившая начало Древней Греции. Минойцы, жители Крита, почитали священным животным быка, и его стилизованными рогами украшали дворцы, гробницы и керамику. Как символ веры у минойцев почиталась двухсторонняя секира – лабрис, своей формой символизировавший направленные вверх и вниз две пары рогов. И дворец в Кноссе, где согласно греческим легендам жил мифический получеловек-полубык Минотавр, был украшен множеством изображений лабриса (именно поэтому греки называли его Лабиринтом).

Италия

Древние греки, жившие в городах-государствах, ограничивались в своих жертвоприношениях Зевсу и многим другим богам животными. От них этот обычай, а также гадание по внутренним органам жертвенных животных и птиц, переняли древние римляне. Очевидно для этой цели у жрецов были ритуальные ножи наподобие римского жреческого бронзового ножа характерной формы, рукоять которого украшала львиная голова. Но от других своих соседей, этрусков, римляне переняли своеобразный погребальный ритуал жертвоприношения. На могиле покойного устраивался кровавый поединок между вооруженными рабами. В дальнейшем поединки стали более массовыми и утратили религиозную окраску, став любимым зрелищем свободных граждан Рима. Подневольных бойцов в древнем Риме называли гладиаторами по виду оружия – мечей гладиусов, которыми те чаще всего и были вооружены. Клинок этих мечей напоминал лист гладиолуса – цветка, не имевшего ничего общего с болью, кровью и религией.

Центральная Америка

Среди великих цивилизаций Центральной Америки в I тыс. н.э. распространился обычай массовых человеческих жертвоприношений. Ацтеки, воинственный народ, живший на территории современной Мексики, верили, что бог Солнца Унцилопочтли может умереть, если ему не помочь. Ритуал поддержания божественной жизни заключался в том, что в святилище, построенном в виде ступенчатой пирамиды, на самом верху жрец, ударом кремневого ритуального ножа, вскрывал грудную клетку простертому на алтаре пленнику и вырывал еще бьющееся сердце. Последнее и приносилось в жертву, а тело сбрасывали по ступеням пирамиды вниз. Война была жизнью ацтеков, и тысячные жертвы были не редкостью.

Щиты североамериканских индейцев:
а – обыкновенный;
б – магический щит-паутина

Ритуал жертвоприношения. Прорисовка золотого диска майя

 | Содержание номера