| Содержание номера 

БIЛА ЗБРОЯ.


Лирическое отступление.

Что движет нами в стремлении передать ребенку возможно больше знаний вообще и подробностей личного опыта в частности?

Стремление уберечь его от повторения сделанных ошибок? Облегчить ему жизнь? Дать возможность испытать те неповторимые мгновения открытий, которые мы уже ощутили и познакомиться с неповторимым для нас торжеством только что постигнутого?

Каждый из нас собирает свою коллекцию впечатлений. Порой в небольшом личном музее находятся предметы, многие из которых, оказавшись в наших руках, позволяют до мельчайших подробностей вспомнить время, место и обстоятельства, при которых они оказались у нас. Так, случайно подобранный много лет назад во время командировки или отпуска камешек, завалявшийся где-то в дальнем углу ящика стола и выкатившийся на свет при очередной уборке, напоминает нам о давно забытом дне, позволяет вновь почувствовать настроение того дня, холод или тепло ветра… Наконец, живо вспомнить тех, кто был в тот момент рядом с нами…

Мы точно знаем, что время, проведенное с нашими детьми, навсегда останется в их памяти потому, что отчетливо сами помним те счастливые мгновения общения с родителями, которые оставили в нашей памяти след на всю жизнь. Вкус мороженного, которое уплетали вместе с отцом. Любимый мультфильм, над приключениями героев которого смеялся и плакал вместе с матерью. Первая сказка, прочитанная с бабушкой. Мчащийся мимо поезд, о возможной станции назначения и грузе которого рассказывал дед.

И мы идем с нашими детьми туда, где им может быть интересно, туда, где они получат ту гамму впечатлений, что останется в их памяти на всю жизнь. Эти впечатления, вместе с нашим рассказом, позволят нам остаться в их памяти навсегда.

Успех выставки «Біла Зброя» определил сложившийся на ней круг общения участников и посетителей.

Среди посетителей Выставки много было людей, пришедших семьями.

Конечно, взор ребенка видит мир иначе, чем взгляд взрослого человека, опыт и знания которого позволяют за внешним блеском отчетливо представлять весь тот титанический труд, проделанный Историком и Мастером для того, чтобы представить нам Чудо Истории и Мастерства, свидетелями которого были посетители Выставки. А посетители и экспоненты имели прекрасную возможность не только увидеть воочию прекрасные клинки, но и пообщаться друг с другом.

Правда, при подготовке к Выставке не обошлось и без не очень приятных коллизий. Так, возможности рекламы самой Выставки были ограничены: видите ли, в названии Выставки присутствует слово «Зброя», а Реклама оружия запрещена действующим законодательством Украины. Практически в последний момент было получено разрешение на участие в Выставке экспозиции Национального исторического музея Украины, подтвердившей в очередной раз, что нам есть чем гордится, как много перипетий было вокруг участия в выставке украинских мастеров, мастерством своим нас восхитивших, а мужеством, которое так необходимо в условиях постоянного давления запретов на занятие любимым делом, нас покоривших.

Но Праздник Белого Оружия, следует подчеркнуть, впервые в Киеве и в Украине, все-таки состоялся.

Состоялся вопреки чрезмерной осторожности тех, кто не уловил самого главного, роли Выставки, отраженной в самой ее идее, в ее концепции, а именно, воспитании Чести и Достоинства Гражданина Украины.

Неужели кому-то могло помешать знакомство с экспозициями Национального исторического музея Украины, Министерства обороны и Монетного двора, с историей и настоящим украинского народа и государства?

Остается только посочувствовать тем, кто в силу недостаточной информированности на Выставке побывать не смог.

Выставка интересна и несет огромный познавательный потенциал.

Я не согласен с тем, что интереснейшая программа, свидетелями которой были посетители Выставки, носит наименование «развлекательной». Ну не нравится мне «ихнее слово «шоу». Именно в детстве закладываются основы этикета и умения себя вести красиво в любой ситуации. Основой такого воспитания мальчиков и девочек являются бальные танцы и физическое воспитание. С этой точки зрения прекрасные выступления членов «Братства рыцарского – «ПОЛОНИЯ», участника международных исторических турниров, посвящающих весь свой досуг реконструкции исторического костюма и восстановлению старинных техник ведения боя на мечах, саблях, шпагах и т. п., – прекрасный спектакль и школа для тех, кто хочет воспитать своих детей тонко воспринимающими красоту, всесторонне образованными и сильными!

***

Существует легенда, что обычай пожатия рук при встрече возник как демонстрация отсутствия оружия и враждебных намерений. Впоследствии вокруг этого, в общем-то, простого жеста возникло множество трактовок и пояснений, достоверность которых в той или иной степени может быть истинной.

Готов согласиться с тем, что руки человека, работающего с металлом, сильно отличаются от рук человека, с ним не работающего. Преодолевая сопротивление металла в стремлении придать заготовке функциональность и красоту законченного изделия, руки Мастера вбирают в себя его энергию и силу. Рукопожатие Мастера крепкое и откровенное в своем отношении к миру и человеку, с которым он здоровается, отражает достоинство, ему присущее.

Когда-то скульпторы обращали особое внимание на руки человека. Видели в них особую красоту. Посвящали им свои работы, стараясь оставить в истории собственное восприятие того чуда, которое помогает нашему разуму воплотить в выполняемой работе свое представление о красоте мира.

Инструмент в этих руках, руках Мастера, прекрасно им владеющего, выглядит их продолжением. Темп его движения точно отражают состояние души, замедляясь или становясь увереннее, когда мысль вполне оформлена для окончательного ее воплощения.

Мир Мастера – это особый мир. Удача и честь, признак доверия, сама возможность прикоснуться к нему.

Но почему Мастер оказывается так беззащитен перед внешним миром, которому дарит свой труд?

Почему столько препон на пути к тому, чтобы результаты его труда увидели свет?

Так было и, может быть, будет всегда? Ведь мастер становится Мастером именно в процессе преодоления… Преодоления сопротивления металла, преодоления косности, бюрократизма, сопротивления среды… Может быть, без этого преодоления не было бы самого Мастера?

На эти вопросы ответа нет.

Но мне кажется, что если бы среда, мир, окружающий Мастера, был бы более лоялен и добр к Мастеру, то был бы вознагражден не просто большим количеством его изделий, но и более совершенной их красотой…

 | Содержание номера