| Содержание номера 

Топоры Древней Руси.


А теперь от общих в отношении любых топоров выводов, обратимся непосредственно к древнерусским топорам.

От автораДо сих пор исследования Бориса Александровича Колчина в области древнерусского кузнечного ремесла остаются наиболее фундаментальными по глубине охвата темы. Одна беда, – Колчин жил и работал в то время, когда идеология страны основывалась на том утверждении, что Древняя Русь была единым и однородным государственным образованием. Ни в коем случае не пытаясь умалить громаднейший вклад ученого в науку, следует признать, что это наложило неисправимый отпечаток на его исследования по древнерусским топорам. Ведь археология (к сожалению) – это подраздел истории – науки весьма субъективной, которую можно повернуть практически в любую сторону, исходя из политической ситуации и прочих конъюнктурных соображений. Ведь тот, кто контролирует прошлое, контролирует настоящее, а, следовательно, и будущее. Меня такое положение вещей категорически не устраивает, надеюсь, что и вас, уважаемые читатели также, поэтому предлагаю расставить все по своим местам, хотя бы приблизительно. Изучать древнерусские топоры мы будем в кузнице, непосредственно в процессе их изготовления. Это обеспечит объективность восприятия – ведь наковальню, молот, и горн не обманешь.

Топоры Древнего Новгорода. Финский след.

Утверждение в трудах Колчина о том, что топоры Древней Руси были «территориально по типам однородны», на мой взгляд, не соответствует действительности. Топоры Киева и Новгорода отличилась друг от друга и весьма существенно. Просто говорить об этом вслух еще лет 20 назад, вероятно, было не принято, – ведь это подрывало идею «единой древнерусской народности», из которой, как известно, впоследствии вышли три братских народа – украинский, белорусский и российский. Ведь топор – вещь ключевая. Иногда кажется, что в нем, как в самурайском мече, заключена душа славянина.

Свою «единую» модель древнерусского топора Колчин построил исключительно на основе исследований топоров, обнаруженных при раскопках в Новгороде. Безусловно, новгородские топоры красивы и качественны, и их эволюция прослеживается достаточно четко, единственное, что непонятно, какое отношение имел к этому Киев. Ведь реальная Русь на тот момент была оттуда на расстоянии тысячу километров и этим словом тогда назвали относительно небольшую территорию вокруг Киева. Иначе почему в то время новгородские купцы, отправлявшиеся в Киев, говорили, что они «идут в Русь»?..

Новгород сформировался в X веке как торговый узел на пути «из варяг в греки» на землях, населенных издавна финскими племенами, обладавшими высоким уровнем кузнечного ремесла, и вполне логично, что в Новгород, как в торговый узел, стекались изделия именно финских кузнецов, живших в этом регионе. Поэтому топоры в Новгороде были в основном финские. Что же собой представляли эти топоры?

Финские кузнецы являлись достойными продолжателями европейской традиции (в свое время, возможно, перенятой от кельтов), которая, когда попала на север Европы, расцвела там пышным цветом, что, на мой взгляд, объясняется следующими причинами...

 | Содержание номера