| Содержание номера 

"Эзотерика" заточки


Эзотерика заточки

Влияние заточки на здоровье

При заточке инструмента и снятии припуска издавна используются различные абразивные материалы. Но многие ли задавали себе простые, но важные вопросы: как профессия ножовщика или заточника влияет на его здоровье в частности и продолжительность жизни в целом?! Насколько она безопасна? Что надо предпринять, что бы уберечь себя? На эти и многие другие вопросы ответы были даны еще в конце XIX века известным врачом-гигиенистом Фридрихом Эрисманом в его труде «Точение и шлифование металлов. Точильщики, шлифовщики», но актуальны они и про сей день.

Так, например, Эрисман считал, что из всех рабочих, занятых обработкой металлов, наибольшей опасности для здоровья подвергаются точильщики и шлифовальщики стальных изделий — ножей, ножниц, вилок, штыков, шпаг, стальных перьев, иголок и т. д. Главные вредные моменты при этой работе заключаются:

— в большом количестве отделяющейся как от точильного камня, так и от оттачиваемых и шлифуемых предметов пыли;

— в согнутом вперед и затрудняющем дыхание положении туловища рабочего;

— в возможности простуды;

— в растрескивании точильного камня и в отскакивании от него кусков.

Тогда, в конце XIX века, для точения и шлифования металлических изделий служили большею частью точильные камни из песчаника, приводимые в быстрое вращательное движение (2000-3000 оборотов в минуту) при помощи воды, пара и проч. Диаметр этих камней, в зависимости от величины оттачиваемых предметов, колебался в пределах 0,8-3,0 м. При некоторых работах камень постоянно смачивался водой (мокрый способ точения), при других он оставался сухим (сухое точение).

В санитарном отношении сухое точение, вследствие активного образования пыли, опаснее мокрого, но предприниматели не любили мокрый способ за то, что он требовал больше времени на обработку заготовки, чем сухое точение. Впрочем, при оттачивании большинства предметов применял и тот, и другой способы: шпаги оттачивались преимущественно сухим способом, столовые ножи, главным образом, на мокром камне, острые предметы (иголки и т. п.) исключительно сухим способом; более крупные вещи (косы, пилы и т. д.), наоборот, исключительно мокрым. Необходимое время от времени оттачивание самого шлифовального камня всегда производилось сухим способом.

Много пыли образовывалось и при более тонкой шлифовке металлических изделий на особых досках (так называемых Pliesstscheiben), окаймленных кожей или войлоком, на которые наносился какой-нибудь наждачный порошок (красная окись железа, стальной порошок, венская известь и т. п.) с маслом, а равно и при полировке этих изделий на так называемых щеточных машинах, на которых употреблялась, главным образом, венская известь.

В целом, шлифовка и полировка сухим способом составляла приблизительно 5-10% всей работы точильщиков. Образуемое при этом количество пыли огромное: каждый точильщик, при сухом способе точения, производил в день около 1,5 кг стальной пыли и около 1 кг минеральной.

По исследованиям, проведенным в Золингене, стальные изделия при шлифовке и полировке теряют 17-33 % своего первоначального веса, а точильный камень в 30 дюймов диаметра и 4 дюйма ширины, при каждодневном употреблении, в 4 недели сокращается на половину своего диаметра.

Шлифовальная пыль представляет собой смесь из более или менее мелких (от крупного порошка до тончайшей муки), большей частью весьма острых металлических и минеральных частиц, с преобладанием первых; количество и качество полировальной пыли зависит от употребляемого для полировки материала.

При точении мокрым способом получается кашеобразная масса, но и здесь по воздуху разлетается много мелких частиц. Мелкая сухая шлифовальная пыль, постольку, поскольку она переходит в воздух мастерских, вдыхается рабочими и вызывает в дыхательных органах те же патологические изменения, которые вообще являются последствием проникновения туда острых и твердых пылевых частиц.

 | Содержание номера