| Содержание номера 

«Большее счастье давать, чем получать».


Трудно представить себе мужчину, который бы оставался полностью равнодушным к любым режущим и колющим предметам: ножам, кинжалам и другим клинковым изделиям. У начинающего ножовщика из г. Кривой Рог Алексея Поруцкого, помимо страсти к ножам, есть талант их делать. Что явилось причиной этого увлечения, корреспондент «Клинка» и постарался выяснить.

- Алексей, как давно Вы занимаетесь изготовлением ножей и как к этому пришли?

- Желание иметь хороший нож у меня было еще в детстве и юности, а вот желание его изготовить появилось не так давно. В 2006 году один мой коллега по работе показал свой самодельный нож, изготовленный на рабочем месте, и я подумал: почему бы и мне не попробовать самому что-то сделать.

Мой первый нож был с клинком из быстрорежущей стали Р9 и, конечно же, получился ужасным. Через какое-то время мне в руки попал журнал "Клинок", из которого я узнал много нового, что и подтолкнуло меня к творчеству. "Клинок" буквально ворвался в мою жизнь и открыл для меня огромный мир клинковых изделий.

Постепенно начал приходить опыт. Но я никогда не стеснялся спрашивать совета у старших и более опытных коллег по работе.

- Что это для Вас: просто хобби или дело всей жизни?

- Изготовление ножей - это очень интересное и творческое занятие, которое требует серьезного подхода и немало терпения. Для меня лично изготовление ножей - это хобби, но серьезное и ответственное. Мне интересен сам процесс достижения результата, когда от простого эскиза на бумаге постепенно продвигаешься к намеченной цели в металле. Постепенно, шаг за шагом, миллиметр за миллиметром, из грубой заготовки появляется готовое изделие. Как говорил царь Соломон: "Конец дела лучше его начала"…

- Где проходят "муки творчества": в оборудованной мастерской или "на коленке"?

- Да, работаю я в мастерской, но оборудованной ее назвать нельзя. Своей личной мастерской у меня нет, только рабочее помещение. В моем распоряжении - небольшой наждачный станок, пневмодрель, несколько абразивных кругов, слесарный инструмент, наждачная бумага зернистостью от 80 до 2000, надфили. Поскольку я работаю сварщиком, то электросварка и керосинорез также всегда под рукой. О своей хорошо оборудованной мастерской приходится пока только мечтать.

Поскольку изготовление ножей - не основная моя специальность и занимаюсь я этим в свободное от работы время, то оборудовать свой уголок не имею возможности. Поэтому довольствуюсь тем, что есть. Я считаю, что настоящий мастер сможет при минимуме удобств и технологий сделать максимально красивую вещь. Это я говорю не о себе, как о мастере, так как существует большое количество "кустарей", которые делают вещи лучше меня в гораздо худших условиях...

- Сколько времени в среднем уходит на изготовление одной работы?

- Это интересный вопрос… не могу ответить однозначно. Все зависит от исходного материала и творческой мысли. Например, на обычный хозяйственно-бытовой нож может уйти пара дней и плюс пара дней на качественную пропитку рукояти. Так, на композицию "Терновник" или "Клык дракона" уходило больше недели. Так как деревянные подставки на эти композиции я делаю не сам, а приходится заказывать и ждать, то времени уходит больше. На ножи серии "Шершень" уходило, в среднем, по пять дней. На "Пиранью" - обычный рабочий нож для ежедневного использования - потратил два дня и пару часов, чтобы сшить и склеить ножны. То есть, все зависит от назначения ножа и применяемых материалов. Если нож предназначен для тяжелой ежедневной работы в качестве рабочего инструмента, то сильно выводить лезвие я не вижу смысла. Если это композиция, то следует уделить больше внимания внешнему виду клинка, да и рукоять не обидеть вниманием, поскольку основное назначение этой работы - радовать взгляд зрителя за стеклом. Ножи из арматуры с витой рукоятью получаются за пару часов.

При изготовлении ножей особое внимание я уделяю заточке. Любой нож, для какой бы цели он ни создавался, должен с легкостью брить волосы на предплечье. Это мое обязательное правило!

- Складные ножи для Вас табу или просто не хочется связываться?..

- Складные ножи я не делал никогда, к ним необходимо иметь особое предрасположение. Я такого пока не имею. Одна из причин - недостаток оборудования, другая - нехватка материалов. Я думаю, что если бы меня кто-то смог вдохновить на этот вид клинковых изделий и показать несколько технологических приемов, думаю, что я бы взялся за эту работу. Мой дед делал складные ножи-рамки с инкрустированными рукоятями, я пока только присматриваюсь к ним. Наверное, когда исчерпаю ресурсы вдохновения к нескладным клинкам, то обязательно перейду на "складники". Необходимо попробовать себя в разных направлениях. Так, что у меня еще все впереди!

- Ваши ножи: "для людей" или "для себя"?

- Сначала я обеспечил свою кухню нормальными ножами, которыми пользуюсь и я, и моя жена, затем мои ножи нашли своих владельцев среди близких друзей и родственников. Со временем я стал отдавать предпочтение хозяйственно-бытовым и туристическим ножам, которые пользовались определенным спросом. До кризиса было много заказов, даже образовалась очередь. Сейчас спрос упал, люди говорят, что ножи хорошие, и многим нравятся, но покупать не спешат, хотя цена вполне демократичная.

Мне нравится делать ножи людям, при этом следует учитывать предпочтения и вкусы заказчика. И особенно приятно, когда человек пользуется твоими работами и получает от этого удовольствие. Время от времени я спрашиваю тех, кому делал ножи: как поживают их помощники, как влияет на ножи время, агрессивные среды, не надо ли что-то подправить или подточить?.. Таким образом, я узнаю о недостатках своих работ, над чем мне нужно еще работать. Все это стараюсь учесть в последующих заказах.

Приятно также дарить ножи хорошим людям; тогда чувствуешь полную удовлетворенность, подтверждая библейскую мудрость: "Большее счастье давать, чем получать". Себе я оставляю только наиболее дорогие для меня работы, которые радуют глаз как мой, так и моих гостей. Этим ножами я не пользуюсь, хотя иной раз очень хочется каждый нож испытать в полевых условиях, узнать как положительные, так и отрицательные его стороны.

- Что Вам наиболее близко по духу: отдельные предметы, серии или тематические композиции?

- Пожалуй, все-таки композиции. Или ножи на подставках. Потому, что это уже художественное направление, своего рода философия клинка. Существует в мире огромное количество различных ножей, и многие похожи друг на друга внешне, а композиция - это полет фантазии автора. Художественная композиция передает целую гамму чувств, взглядов, настроения. Через такие работы можно увидеть внутренний мир автора, его мысли.

- Есть что-то, что пока не удалось реализовать?

- Я никогда не работал в кузне и не знаю практически ничего об этой стороне металлообработки, но вижу, что там рождаются настоящие шедевры мастеров-ножовщиков. Дамаск - это для меня пока еще непостижимая тайна. Да, я читал об этой стали, но, сколько ни читай, если никогда ей не занимался, ничего не поймешь. Я бы очень хотел постичь кузнечное дело, мне оно по душе. Что в моих условиях получается делать - так это с помощью керосинореза оттягивать сталь и производить термообработку. Я понимаю что "резак" - это не муфельная печь и не горн, и среда там далеко не восстановительная, но это пока все, что в моих силах.

Еще что очень нравится - это инкрустация рукоятей различными металлами. Пока что я пробовал инкрустировать медью и серебром. В журнале подробно описывался этот процесс, поэтому есть над чем работать, а вообще скажу, что не хватает хорошего наставника, все приходится постигать самому, методом проб и ошибок. По правде сказать, не хватает и ценителей ножевого искусства, многие удовлетворены китайским ширпотребом.

- Какие технологии и материалы применяются при изготовлении ножей?

- Основной материал, с которым я работаю и который мне доступен - это сталь 20Х13. "Добываю" ее со штоков водяных задвижек диаметром от 100 до 300 мм. После ковки получаются неплохие заготовки-полосы по 400-600 мм в длину, в зависимости от толщины. Несмотря на небольшое содержание углерода, твердость стали вполне достаточная для хозяйственно-бытовых и кухонных ножей. Это высоколегированная, коррозиестойкая, жаропрочная сталь, мне с ней нравится работать. После кузни твердость такова, что надфиль ее еле берет.

Еще недавно я освоил подшипниковую сталь ШХ15, очень понравилась, хорошо оттягивается, обрабатывается, когда произведен отпуск и хорошая твердость после термообработки.

Вообще, я экспериментирую с различными сталями, например, арматурной 35Г2С, делал также ножи из "быстрореза" Р9. Отлично себя показала углеродистая сталь с ножей рубанка и сталь с обычных коньков "Пируэт" (марку не назову).

Что касается рукоятей, то наиболее красивым материалом и доступным для меня является шелковица, акация красная, орех. Использовал также бук, рог лося и оленя, дуб, красное дерево. Пробовал делать рукоять из можжевельника - есть свои недостатки. Простой в обработке и при этом красивой древесиной является груша. На апрельской выставке "Мастер Клинок 2009" приобрел кленовый кап, попробую поработать с ним. Материалом для больстера служит "нержавейка", латунь, бронза. Технологии, в принципе, традиционные, ничего необычного.

- Существуют ли какие-то свои секреты мастерства?

- Секреты есть у тех, кому нужно что-то скрывать, у кого есть конкуренты. У меня конкурентов пока что нет. Есть те, кто приходит советоваться и меня это радует, значит, считают компетентным в данном вопросе, и я охотно помогаю. Ведь еще недавно сам бегал, искал совета. Как говорится, век живи - век учись.

- Откуда берутся сюжетные линии, и какие темы Вы бы хотели раскрыть в дальнейшем?

- Поначалу, когда в руки попал журнал "Клинок", просто пробовал копировать некоторые работы, потом стало неинтересно, хотелось чего-то своего. Начал думать, представлять, делать наброски. Бывало, что образ будущего ножа появлялся из хаоса линий. Что-то видел в Интернете, брал за основу, но обязательно дорабатывал, добавлял свое, так, чтобы этот нож был не пиратской копией или плагиатом, а собственным изделием.

В дальнейшем хотелось бы поработать с композициями, сюжет еще не знаю какой, он должен появиться под вдохновение. Ведь хороших ножей было много, а композиций, наоборот, маловато. Я человек не агрессивный, а нож у людей на уровне подсознания уже связан с агрессией. И я бы хотел, чтобы люди, глядя на мои работы, не испытывали это чувство, а видели красоту линий и расценивали Клинок, как художественную работу.

- Какая, на Ваш взгляд, перспектива для ножовщиков в нашей стране?

- Я думаю, что перспектива есть и в немалой степени благодаря вашему журналу. Вы помогаете начинающим мастерам встать на ноги, даете толчок, это хорошо. Организовываете доступные выставки, куда может приехать каждый желающий. Само по себе ремесло ножовщика - не из простых и требует ответственности, терпения, многих усилий. Я думаю, что было бы хорошо, если бы проходили какие-то семинары по "ликбезу", то есть, как урегулировать правовую сторону, как совместить любимое дело и Закон. Ведь Закон не поощряет всех желающих делать ножи, на это нужны различные разрешения, лицензии и т.д. Этим вопросам, я полагаю, следует уделить больше внимания.

- Считаете ли Вы целесообразным в будущем принимать участие в специализированных ножевых выставках, таких как "Мастер Клинок", и почему?

- Да, я хотел бы принимать участие в подобных выставках, потому что они поощряют стремление к мастерству, да и просто интересно на людей посмотреть и себя показать, завязать полезные знакомства с другими мастерами и контакты с потенциальными заказчиками. На следующий год я также хотел бы взять участие в выставке, поэтому нужно готовиться уже сейчас.

Желаю всем мастерам-ножовщикам творческих успехов, ясной мысли и твердой руки.

 | Содержание номера