| Содержание номера 

Нож S.E.R.E. — двадцать лет спустя.


Рассказ об «однопредметных» торговых марках был начат в предыдущем выпуске журнала «Клинок». В нем на суд читателей был представлен нож Ka-Bar двух смежных поколений. Сегодня мы рассмотрим еще одну классическую модель от фирмы Al Mar в процессе ее развития.

Фирма Al Mar из Lake Oswego, Oregon была основана в 1979 г.

Ее владелец Альфред Мар отнюдь не был новичком в ножевом бизнесе. Выпускник академии искусств в Лос-Анжелесе являлся ведущим дизайнером фирмы Gerber. Сам Мар, американец китайского происхождения, его фамилия в переводе означает «конь», избрал символ, в котором присутствует изображения коня, в качестве торгового знака фирмы.

Фирменный же слоган — The varrior’s edge должен был напоминать потребителям о прошлом владельца. После увольнения из рядов ВС США, где он служил в рядах «зеленых беретов», Альфред Мар некоторое время пробовал себя в качестве шерифа и инструктора спецподготовки на курсах S.E.R.E. (Survival, Escape, Resistance, Evasion). Однако ножевой дизайн и предпринимательство сулили более стабильный доход, и после сотрудничества с Gerber Мар он основал свое дело.

Подобно многим другим американским предприятиям фирма Al Mar обходилась без собственных производственных мощностей. Ножи «фирменного» дизайна производились на заказ в Японии, в Секи-Сити. Первоначально это были довольно ординарные изделия — дешевые версии «раскрученных» моделей других производителей, того же Gerber или Buck. Прием, ставший сегодня обычным среди дальневосточных производителей.

Успех к Альфреду Мару пришел с моделью Attack, представленной на рынок в 1985 г. Нож предназначался для слушателей курсов S.E.R.E. Авторами дизайна считаются Альфред Мар и Джеймс Роув. Исходя из позднейшей практики сотрудничества Al Mar с Рексом Эпплгейтом, можно предположить, что фирма поддержала и развила идею Роува.

Этот нож почти сразу же стал популярным. Правда — больше в специальной литературе и среди коллекционеров. В середине — конце 1980-х цена в 135 долларов США выглядела несколько высоковатой для рабочего изделия.

Основной причиной успеха стала правильно избранная маркетинговая стратегия. В 1980-х гг. американцы уже оправились от вьетнамского синдрома и активно переигрывали заново во Вьетнаме в массовой культуре войну. Вспомним, хотя бы популярные и у нас малобюджетники с Чаком Норрисом. На «дороге» такой «ревизии» неизбежно становились популярными всяческие «спецназы». Подобный маркетинговый прием в условиях глобализации работает весьма эффективно, в том числе и в современной Украине. О каких только экзотических ножах различных «спецназов» автору только не приходилось слышать. Причем на все 90 из 100% успех этих изделий — рекламное сопровождение товара.

В этом сегменте предложения нож S.E.R.E. от Al Mar оказался на рынке одним из первых самых качественных, очевидно, поэтому и преуспел. Признаться, автор сам хотел приобрести его в конце 1980 — начале 1990-х в Германии. Спасибо, жена остановила. Хотя для своего времени нож выглядел очень даже заманчиво. Следует пояснить читателям младшего поколения, что в ту пору никаких «тактических фолдеров» и в помине не было. Потребителю, равно как в Европе, так и США, приходилось довольствоваться складными карманными и охотничьими ножами традиционного дизайна.

На фоне изделий от Buck или от Puma нож от Al Mar выглядел и был инновационным в том отношении, которое касается дизайна. Знаковыми для дизайна последующих «тактических фолдеров» стали такие элементы, как боевые упоры на плашках рукояти, ее эргономичная — с «брюшком», форма и «кинжальное» острие типа spear-point. Все это позволяло наносить ножом удары «от всех сторон». Фиксатор типа back-lock был обычным для изделий данного периода, поэтому S.E.R.E. имел еще вполне традиционную конструкцию, изюминка которой заключалась в закрытой спинкой рукояти.

Дизайн S.E.R.E. в 1990 гг. послужил основой для целого «длинного» модельного ряда в ассортименте Al Mar, куда наряду с Attack I (с накладками рукояти из микарты) и Attack II (с накладками из неопрена) вошел Buzzard — нож с однолезвийным клинком, рукоять которого имела вырезы под пальцы. Последний вариант был разработан с тем, чтобы дать пользователю нож, конструкция которого была оптимизирована для реза. Массивные клинки ножей Attack резали не самым лучшим образом. Во всех трех вариантах базовые характеристики оставались подобными: длина в сложенном положении 12 см, длина в раскрытом — 21,5 см, длина клинка 92 мм, масса около 200 г. Для сравнения, прототип S.E.R.E. №4 имел Клинок длиной 114 мм, а общая длина ножа достигала 267 мм...

 | Содержание номера