| Содержание номера 

Выставка МАСТЕР Клинок 2008.


Выставка «Мастер Клинок 2008» — целый мир, простирающийся от привычных нам бытовых ножей до авторских изделий современного украинского ножевого «арт-хауза», направления практически неизвестного даже ценителям современного искусства.

Knife-Art является сравнительно молодым направлением поп-арта — популярного (прикладного) искусства. Расцвет современного авторского ножа в Европе приходится на 1990-е гг. Так, во Франции, стране все еще претендующей на роль общеевропейского культурного центра, первая общенациональная выставка художественных клинковых изделий состоялась только в 1990 г. — намного позже чем в США, где первая экспозиция авторских ножей состоялась еще в 1970 г. в рамках Sahara Antique Gun Show в Las Vegas.

Таким образом, благодаря счастливому стечению обстоятельств украинские артисты клинка и просто любители «найф-арта» приобрели редкую в искусстве возможность не «догонять», разумея под этим понятием неизбежные для вхождения в майнстрим заимствования и подражания, а сразу же включиться в общеевропейский и даже мировой – с учетом такого центра «найф-арта» как США, культурный драйв. Чем в полной мере и воспользовались украинские мастера с помощью организатора выставки «Мастер Клинок» — ООО «Редакция журнала «Оружия и охота».

Даже в сравнении с таким признанным общеевропейским Форумом «найф-арта» как SICAC (фр. Salon International du Couteau d’ Art et de Collection), организатором которого является французский ножевой журнал «La Passion des Couteaux», украинский «салон» производит отрадное впечатление.

Помещение, в котором происходило данное культурное мероприятие — выставочный зал Торгово-промышленной Палаты Украины — является одним из наиболее престижных в стране. Постоянный, вот уже на протяжении четырех сезонов, адрес является важным преимуществом «Мастер Клинка» в сравнении с обычными европейскими выставками, вынужденными «кочевать» из зала в зал. Нельзя сказать, чтобы на оживленные дни в начале весенне-летнего сезона не находилось более выгодных в финансовом плане предложений. Но…

Патриотическая позиция Торгово-промышленной Палаты Украины, занятая ею в вопросе поддержки знакового для современной культуры вернисажа «найф-арта», лишний раз подтверждает высокий социальный статус гильдии деловых людей Украины, объединенных кодексом членов ТПП.

К сожалению, новые, зарубежные, инвесторы Банка Форум, выступавшего спонсором вытавок МАСТЕР Клинок в 2006, 2006 и 2007 гг., свернули свою спонсорскую программу в этом году. И это при том, что спонсорами парижской выставки выступают обьединение французских виноделов и Дом Ротшильдов.

Что ж, для ООО «Редакция журнала «Оружие и Охота», Торгово-промышленной палаты Украины и постетилей Выставки стало делом чести предоставить любителям и знатокам истории холодного оружия возможность, вопреки отсутствию спонсорской поддержки, ознакомиться с новой экспозицией Львовского историчесого музей «АРСЕНАЛ».

О том, что земля Украины не скудна талантами, свидетельствует и количество участников. Список предыдущей 3-й выставки насчитывал 28 позиций.

В этом году украинских участников было не меньше, а количество представленных ими работ и торговых марок как украинских, так и зарубежных, существенно превышало прошлогоднее.

Для сравнения, в феврале 1970 г. в Лас Вегасе собралось всего 20 участников. Относительно небольшое число участников, вполне сравнимое с уровнем региональных европейских выставок, таких как ESPOLAMA (Lugano), объяснимо национальным статусом выставки «Мастер Клинок».

С выходом на международный уровень следует ожидать появления гостей из-за рубежа, заинтересованных в предложении собственной продукции украинскому потребителю. Число участников прошлогоднего SICAC, включая неизбежных на таких мероприятиях поставщиков сырья, составило 115 – явно меньше, чем десять лет назад, когда собиралось по 150-170 участников со всех стран мира. О кризисе современного «найф-арта», в том числе и в Украине, мы еще поговорим. А пока имеет смысл представить читателям ретроспективу предыдущих трех выставок.

О популярности украинского Форума клинковых изделий сухо свидетельствует статистика посещаемости. Наиболее объективным «рыночным» показателем потребительского интереса к какому-либо мероприятию является количество проданных входных билетов. Готовность людей оплачивать собственный интерес к клинку говорит о наличии рынка на услуги и товары такого рода. В сезоне 2007 г. на «Мастер Клинок» было продано свыше 4500 билетов. Неплохой показатель даже для среднестатистического киевского «мультиплекса». Для сравнения, за тот же период – 4 дня, на такую широкую выставку как «Охота и рыбалка» и «Внедорожник» весеннего сезона 2008 г. было продано свыше 20 тысяч билетов (Количество пригласительных, существенно увеличивающих среднестатистическое количество посетителей, традиционно не учитывается).

В сезоне 2008 г. несмотря на не самые благоприятные погодные условия и большой выбор прочих культурных и коммерческих мероприятий выставку посетило более 5000 человек.

Популярности «Мастер Клинка» способствует и обширная культурная программа на все вкусы.

Постоянным участником выставки является Школа традиционного кузнечного дела при Музее народной архитектуры и быта НАН Украины. Ее руководитель Богдан Попов проводит для желающих мастер-класс оригинальных древнерусских кузнечных технологий. У него же можно было приобрести и выполненные в традиционном древнерусском стиле ножи.

Благодаря своей этнически и исторически выдержанной форме они являются отличным сувениром как для внутреннего, так и для международного рынка. Везут же продвинутые туристы из Франции ножи «лайоль» и Opinel.

Интерес для посетителей представляют и тематические экспозиции артефактов из государственных и частных собраний.

Постоянными участниками выставок «Мастер Клинок» являются Львовский исторический музей, экспозиционный отдел которого «Музей Арсенал» стал первым в Украине специализированным музеем оружия, и соорганизатор Выставки Запорожский «Музей Истории Оружия» — первый в Украине частный оружейный музей.

Для всех украинских музеев выставка «Мастер Клинок» предоставляет редкую возможность выставить для всеобщего обозрения экспонаты, обычно прочно погребенные в запасниках. А зрителям именно Выставка позволяет поближе ознакомиться с тем или иным артефактом.

Изюминкой сезона 2008 г. стали коллекции ятаганов и штыков. Особенно хочется отметить последнюю. Виталий Григорьевич Шлайфер, генеральный директор НПКО «Диана», создатель коллекции «Музея Истории Оружия», остается верным принципу «прозрачности» своего музея, в котором нет ни запасников, ни спецхранов. Что, к сожалению, нельзя сказать о «больших» музеях, вполне удовлетворенных нынешним статусом «национальных», все более превращающихся в места официальных визитов и капища языческого поклонения «державному устрою», мало доступные рядовым украинцам, хотя бы из-за цены входного билета. При такой перспективе выставка «Мастер Клинок» скоро станет реальной альтернативой многим дорогостоящим для налогоплательщиков бюджетным собраниям.

Среди участников «Мастер Клинок» сезона 2008 г. ведущие украинские артисты, работающие в различных направлениях и стилях «найф-арта».

Рассказать о них в рамках одной публикации вряд ли получится и мы продолжим рассказ о них в слежующих номерах журнала «Клинок».

Скорее в качестве комментария к публикуемым фото, чем в порядке связного рассказа о положении дел в украинском и европейском «найф-арте», упомянем о наиболее значимых работах минувшего десятилетия.

Художественной мастерской НПКО «Диана-92» — руководитель Виталий Шлайфер, — принадлежит композиция «Остров Сокровищ», выдержанная в редком для авторских клинковых изделий стиле модерн. Подобные композиции, затрагивая сокровенное (кто в детстве не играл в пиратов, сопережевая герям Стивенсона»), вполне отвечают вкусу потенциального заказчика и как нельзя лучше вписываются в интерьеры доморощенных «пентхаузов». Достаточно очевидный избыток литья из драгоценных и просто цветных металлов выглядит в этой ситуации вполне оправданным авторским решением, отражающем переживания потенциального заказчика.

Все составные отечественного рецепта успешности клинкового изделия, главными из которых являются его узнаваемость и ресурсная затратность – так чтобы заклятые друзья-олигархи и без объяснений владельца могли понять, что перед ними сабля, на глаз оценить количество «брюликов» и прикинуть литье на вес, (да простит мне А. Ткаленко легкую иронию в адрес его заказчиков. Прим. Авт.) — присутствуют в работах авторского коллектива, возглавляемого народным мастером Луганщины Александром Ткаленко (художник-кузнец Михаил Красин, литье – Валерий Яновский, художник – Юрий Малыгин).

Вместе с тем его работы не выглядят тяжеловесными, они производят то же впечатление полета, что и «крылатые» златоустовские изделия высокого разбора авторства Ивана Бушуева или семейства Шафов. Весьма отрадно, что и «Рідна Ненька» может радовать нас работами столь высокого уровня!

Ярко выраженным индивидуальным авторским стилем отличаются ножи работы ирпеньского мастера Юрия Васильевича Кульбиды.

Даже в руках пользователя, а их по Киеву и области уже не одна сотня, его изделия узнаются знатоком с первого взгляда. К сожалению, в тени такого успеха остается соавтор, женщина-художник, создающая неповторимые рисунки, впоследствии переносимые на металл.

Соавторство подобного рода в целом распространено в «найф-арте», Семейная пара Nicole & Pierre Reverdy известна своими работами в ими же изобретенной технике «поэтического булата» (фр. Damas poetique). Еще одна французская пара Isabelle & Pascal Graveline специализируется на отменных репликах ножей из французских музейных собраний. Изготовление такого рода реплик с учетом все меньшей доступности отечественных музейных собраний может стать перспективным направлением и у нас.

Не следует думать, будто у организаторов и участников «Мастер Клинка» уже не осталось не взятых высот.

Нельзя умолчать о малом внимании организаторов и участников выставки к такой доминирующей в Украине группе потребителей как женщины.

Принцип гендерного равенства может и должен быть реализован и в предложении клинковых изделий, оптимизированных для женщин. Даже не говоря о ножницах Далилы, во всем Киеве имеется только два ларька, торгующих профессиональными инструментами авторской работы, исполненными из хирургической стали ЭИ 515.

Наточить инструмент тоже стало проблемой, после того как спустя тридцать лет профессиональной карьеры единственный и незаменимый в Киеве мастер стал передавать свои дела наследнику... Говоря откровенно, профессионально занятый в «найв-арте» стилист или парикмахер вкладывает в режущие инструменты, куда больше, чем мужчина в свои игрушки. Если профессиональный разделочный нож фирмы Linder из стали АТС 34 (предлагаемый на выставке без накруток всего за 900 гривен) даже для серьезного охотника скорее исключение, то ножницы за ту же цену для рядового парикмахера – скорее правило. Парадокс в том, что двухлезвийный встречнорежущий инструмент иностранного производства, предназначенный для женщин, закупают и ввозят в Украину преимущественно мужчины. Если с парикмахерскими ножницами они еще как-то, с помощью польских посредников, разобрались, то маникюрный инструмент – ввиду различия отечественной и ныне принятой в Европе техник (наши срезают кутикулу, чего сейчас в ЕС ввиду бюрократических ограничений их минздравов не практикуют) совершенно непригоден.

На удивление мало сделано организаторами и участниками и для возрождения и поддержки этнических ножевых традиций современной Украины, как многонационального мультикультурного европейского государства. На выставке по-прежнему нельзя приобрести ни гуцульский, ни ромский, ни крымский нож, отсутствуют работы в традиционном для еврейских ювелиров «варшавском» или «житомирском» стиле. Умолчим и о распространенных «на Литве» еще в середине XIX ст. метательных ножах — «стрелках»…

Не удивительно, что на фоне такого забвения собственной культуры на различного рода Форумах раздаются голоса об отсутствии в Украине даже собственного типа сабли и разновидности сварочного дамасска…

Как будто-бы граф Кирилл Разумовский не приглашал в Нежин, с его большим цехом «шабельників», мастеров «нахичеванского булата»!

Ощутимо не хватает выставке, как и всему «найф-арту», и поддержки на государственном уровне.

Многочисленные Авторы законо-проектов на оружейную тематику старательно обходят вопросы, связанные с обращением холодного оружия в культурных целях.

Складывается впечатление, что конвенции ООН и ЮНЕСКО писаны и подписаны Украиной не для отечественных милиционеров и таможенников. В частности, необходимость уплачивать вперед НДС на ввозимые в Украину авторские клинковые изделия практически делает наш рынок закрытым для европейских мастеров, чем вполне пользуются отечественные партачи (мастера, предлагающие свой товар помимо рынка, авт.)

Кроме того, практика произвольных и, как правило, завышенных оценок стоимости авторских изделий и предметов антиквариата препятствует установлению корректных цен на украинском рынке (Звучащие в виде оправдания фразы о том, что ввозящий стремится занизить стоимость ввозимых им изделий вряд ли достойны серьезной критики. Примечание Редакции.)

Следует признать, что при всем очевидном прогрессе законодательных и нормативных актов, регулирующих оборот ножей хозяйственно-бытового назначения и холодного оружия в Украине, они отнюдь не способствуют ни изготовлению, ни реализации, ни приобретению изделий «найф-арта».

Для чего, например, придумана регистрация частных собраний «холодного оружия» с обязательным фотографированием (!) каждой «единицы хранения», знают, вероятно, только Авторы этой идеи… Как следствие, украинский «найф-арт» все еще остается андеграундным (подпольным) искусством. Реально на выставке «Мастер-Клинок» представлена только ничтожная часть верхушки айсберга.

Большинство мастеров продолжают работать «в тени». Неизбежным спутником теневого рынка остается халтура. Реализация большинства изделий «найф-арта» происходит помимо цивилизованного рынка, основными признаками которого являются прозрачность (гласность) и честная конкуренция, а не «вкручивание мозгов».

Сложившуюся ситуацию трудно считать нормальной. Если в 1950-1970гг. «андеграундность» всего поп-арта, в том числе и клинковых изделий тогдашней городской культуры, была обусловлена тоталитаризмом государственного строя, то сейчас, в условиях, если не вполне «капиталистического», то декларирующего себя таковым, рынка, причинами «тенизации» являются обстоятельства субъективные: иррациональнй страх, лень, инерция, серость — такое очевидное для постсоветского человека желание «не засветиться».

Как следствие, мы имеем очевидный кич, который за большие деньги, часто тысячи и десятки тысяч гривен, всучивают доверчивому покупателю, благо покупная способность среднего класса в Украине вопреки всему объективно растет. Трудно винить покупателя, его дело зарабатывать, наше – искусствоведов – помогать ему вкладывать деньги в произведения искусства.

Без участия инструментов цивилизованного рынка – выставок, аукционов, каталогов, салонов — ценообразование на отечественном рынке «найф-арта» остается стихийным. В этих условиях колебания искусственно завышаемых и занижаемых спекулянтами цен делают вложения средств как в современные авторские клинковые изделия, так и в антикварное холодное оружие, производимые помимо рынка, в том числе специализированных европейских выставок, к каковым, без сомнения, относится и «Мастер Клинок», крайне сомнительным.

К слову о ценах.

Выставка, как и всякий специализированный рынок, концентрирующий в одном месте большое количество однородной продукции, отличается корректным соотношением цены и качества. «Мастер Клинок», наряду с «Охотой и Рыбалкой», предоставляет редкую для отечественного потребителя возможность приобрести качественный нож по рекомендованной производителем цене. В случае с изделиями ведущих производителей ножевого товара, такими как Carl Linder, полученная экономия может покрыть даже затраты на приезд на Выставку из любого региона Украины.

Профессиональные кухонные ножи фирмы Victorinox на стенде НПО «Эколог» можно было приобрести всего за 100 гривен едва ли не дешевле, чем в Швейцарии! В изделиях ценового класса 150-250 гривен, статистически наиболее востребованных пользователем, экономия может достигнуть 40-50 гривен. В ножах европейского среднего класса ценой 500-900 гривен разница выставочной и магазинной цены может быть еще выше – до 150- 500 (!) гривен. Даже по американским масштабам, при их дешевом бензине, – вполне достаточно для сознательного шопинга.

Будем надеяться, что с обретением статуса «международной», что ожидается уже в сезоне 2009 г., выставка «Мастер Клинок» предоставит украинскому потребителю возможность удовлетворять свои эстетические запросы без досадных ограничений пространственно-временного континиума и рогаток «шенгенской зоны».

«Мастер Клинок» остается Вашим надежным партнером!

 | Содержание номера