| Содержание номера 

Красота, помноженная на функциональнотсь


Ножи работы ирпенского мастера Юрия Васильевича Кульбиды, у которого корреспонденты редакции «Клинка» побывали в гостях, функционально относятся к числу охотничьих. Система декора и формы таких ножей шлифовалась столетиями. И, конечно же, для охотничьего ножа всегда имеется критерий обоснованности его формы и конструкции, а именно — практика. Охотничьим ножом можно при необходимости и ветку построгать, и трофей разделать, и… получить в редкие минуты отдыха у костра эстетическое наслаждение от созерцания неповторимой гравировки, выполненной на зеркально отполированной поверхности клинка… \r\nИспокон веков повелось, что в декоре охотничьего ножа, как впрочем, и огнестрельного охотничьего оружия, мастера наиболее часто используют охотничьи сцены либо охотничьих животных и птиц в их идиллической, естественной среде обитания — оленей, кабанов, медведей, гусей, глухарей… \r\nТак, высокохудожественный декор способствует потере некоторой «агрессивности», изначально присущей ОРУЖИЮ!.. \r\nИ вы держите в руках уже не оружие, а ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА! \r\nКаждый нож работы Юрия Кульбиды — целый мир, сотворенный МАСТЕРОМ, произведение, имеющее свою логику и потаенный смысл.

— Юрий Васильевич, как давно Вы занимаетесь этим интереснейшим ремеслом — изготовлением ножей?

— В молодости (в 60-70-ых годах) я всерьез занимался мотоспортом и как неплохой автомеханик самостоятельно что-то делал, переделывал, модернизировал, конструировал…

Жизнь заставила меня освоить работу на любом станке — токарном, фрезерном, сверлильном, научила покорять своей воле металл (я кузнец шестого разряда)… Впоследствии мне это очень пригодилось.

Страсть же к ножам я испытывал еще с детства. Следует оговориться, что в то время — эпоху развитого социализма — изготавливать и коллекционировать ножи было делом хлопотным и «подстатейным». Поэтому я шел к своей цели с величайшей осторожностью, подпольно изготавливая и затем припрятывая их. Так, начиная с юношеского возраста, методом «научного тыка» я освоил это интереснейшее ремесло ножовщика.

Я опытным путем подбирал сталь и способы ее закалки, читал доступную литературу, пытался даже ковать дамаск (правда, впоследствии отказался от него по ряду причин).

В ходе постижения истины я пришел к выводу, что для моих ножей, относительно недорогих, но качественных, наиболее подходит кованая сталь марки 95Х18.

Заготовку такой стали я отковываю только на углях (ни в коем случае не на газе), благодаря чему она «науглероживается», улучшает свои физические свойства. Благодаря способу закалки, который я подбирал не один год, твердость моих клинков составляет от 54 до 58 единиц по Роквеллу (HRC), при этом я считаю, что на большую твердость их закаливать не имеет смысла, поскольку сталь и так великолепно держит заточку, а большая твердость — это большая хрупкость клинка. Мои же ножи не хрупкие и великолепно сохраняют остроту лезвия.

На изготовление рукоятей ножей идет орех, самшит, кап, прессованная кожа или рог оленя.

 | Содержание номера