| Содержание номера 

О "золотом веке" клинка


Торговля ножами

и «Золотой Век»

В плановом хозяйстве СССР производство ножей (как и много другого) было строго регламентировано (правда, мастера, в соответствии со своими морально-волевыми качествами все равно находили возможность проявить свои творческие и подпольно-коммерческие способности).

ГОСТ-ы (государственные стандарты и «подчиненные» им, то есть разработанные на их основе отраслевые стандарты) вполне определяли номенклатуру и качество ножей. Внедрить в производство нечто новое было теоретически возможно, однако прямой путь по дорожке внедрения, строго регламентированный бюрократической машиной, заботящейся скорее о своем воспроизводстве, чем о порученном деле, занимал времени много, очень много… Могла пройти целая жизнь!

К середине 80-ых годов прошлого столетия заевшиеся бюрократы из партийной номенклатуры поняли, что все возможности затягивать процесс «построения социализмо-коммунизмов» и ссылок на то, что этот процесс все-таки идет, исчерпаны. Осознали, что вера в светлое будущее подорвана реалиями, являющимися следствием неспособности партократов эффективно управлять. Что народ вот-вот кинет им «предъяву» по поводу неэффективности исполнения порученной им роботы (читай, уволит, как не справившихся со своими обязанностями менеджеров). Партийная бюрократия, как следствие, в итоге осуществила развал СССР с плавным переходом совместно нажитого всем народом имущества в частную собственность клики партократов, ведь они все еще сохраняли за собой рычаги власти.

Рухнул «железный занавес» — отменена монополия внешней торговли, установленная в 30-х годах прошлого столетия, самой сутью которой был тезис: «мы не будем закупать иголки для примусов — мы закупим оборудование для их производства» (создадим рабочие места, обучим персонал, будем готовы к экономической блокаде — санкциям).

И наступила «Золотая Эра» (Век) импортной торговли ножами на территории бывших СССР-СНГ…

Если молодым людям сейчас сказать, что были времена в 90-х годах прошлого столетия и нулевых годах этого столетия, когда при весьма средней зарплате можно было позволить себе купить оригинальный (произведенный в Германии, США и т.п.) немецкий, американский и т.п. нож… Сказать им, что были времена, когда количественный показатель курса доллара и евро к гривне отнюдь не зашкаливал…

Они не поверят, что кошелек долларов не заменял мешок гривен. Они просто не поверят, поскольку им невдомек, как может быть иначе, чем сейчас — купить втридорога китайский нож, таковых и на рынке-то тогда почти не было…

Они не поверят, если им сказать, что в Украине производились ножи не хуже ножей самых разрекламированных торговых марок (кухонные точно), разве что предложения по дизайну были не настолько велики, да и легенды о создателях ножей, зачастую дурацкие, никто к моделям не «пристегивал»…

Впрочем, речь сейчас идет не о той бездной бочке, которую должны были наполнить Данаи в наказание за предательство…

Речь о той бездонной бочке, которая открылась западному производителю после крушения железного занавеса…

Свободный доступ к изделиям «из-за оттуда», правда, сыграл злую шутку над отечественным производителем — он не смог выдержать «свободной демократической» конкуренции и рухнул под наплывом нового для нас, но залежалого там, а потому дешевого в силу перепроизводства, товара из-за границы…

Зато потребитель был на седьмом небе от счастья: «Наконец-то я смогу купить ВСЕ, что пожелаю». Предложение огромнейшее. Полки завалены разным товаром. Да, выбор огромнейший, НО! На каждый кошелек в соответствии с его размером…

В полном соответствии с советским пропагандистским тезисом — при наличии денег.

Автор в свое время ознакомился с рекомендациями, «спущенными сверху», о тематике политинформаций. Пропагандистам предлагалось рассказывать о том, что на Западе все есть в продаже, но у рабочих и служащих нет денег, чтобы это все купить. В СССР же, хоть и есть проблема дефицита, но зато имеются деньги, а медицина и образование вообще бесплатны, еще и при очень низком уровне квартплаты…

К слову, пропагандисты вообще странные люди, впрочем, как и рекламные менеджеры — в работе тех и других наблюдается много общего. Одно из этих общих качеств — в большинстве случаев отсутствие какой-либо логики в построении доказательной базы, одни эмоции...

Впрочем, наша песня совсем не о том — мы говорим о золотом веке торговли ножами…

В тот момент, когда для торговца открываются новые рынки, ненасыщенные еще его товаром, а то и вовсе незнакомые с этим товаром, для него наступают золотые времена. Самый залежалый товар уезжает, производство наращивается, центы золотым ручейком капают на счет в банке. Песня! Но в природе нет бесконечных полостей, все когда-нибудь заполняется. И тогда оборот уменьшается и стабилизируется на уровне воспроизводства естественной убыли вследствие утери, поломок и износа…

Этот «печальный» момент, вполне естественный, природный, почему-то называют кризисом… То есть, пока обороты растут по экспоненте, это нормально. А когда они стабильны — это уже плохо. Ремарка — а ведь по-настоящему плохо, это когда продукцию не берут вообще.

Может быть, привычка к непрерывному росту оборота, росту прибыли и связанные с этим психологические ощущения являются чем-то сродни болезни, такой, например, как алкоголизм?

Иначе к чему бы эта абстиненция (упрощенно, истерика) в контексте будто бы кризисных явлений???

Впрочем, вот емкость наполнилась (емкость рынка снизилась вследствие его насыщения) и что дальше? Ведь к хорошему быстро привыкаешь… Какие меры предпримет производитель, чтобы вернуться к экспоненциальному росту оборотов?

Самый эффективный — придумать такой способ уничтожения уже существующих ножей, чтобы потребитель был вынужден вновь и вновь обновлять ассортимент, которым владеет:

«Вот бы была такая бактерия (вирус), которая бы в течение, например, полугода, съедала железо клинка и дерево-пластик рукояти! Как было бы прекрасно иметь гарантированный спрос и каждые полгода выпускать новую модель и выпускать, выпускать, выпускать…»

Нож этот автору подарили в далеком 2001 году. Ну, выпросил. Ненастойчиво намекнул, но — выпросил. Партнер же, слега удивленный «намеком» и не ожидавшей такого легкомыслия от автора, не нашел причины отказать…

В то время такой дизайн, материалы и технологии, использованные при его изготовлении, были внове, как и неизвестным на украинском рынке было и название фирмы.

Надпись на клинке: верхняя строка крупно «Esparcia», ниже, мельче, «MADE IN SPAIN STAINLESS», еще ниже «440». Справа от надписи стилизованное изображение головы рычащего тигра (ягуара, пантеры?) Такое же изображение — на рукояти.

Рукоять — из пластмассы — состоит из двух цельнолитых частей, при сборке «склеенных». На «лицевой» стороне простейшая насечка и эмблема, на тыльной — клипса и «служебные наплывы». Предусмотрено отверстие для темляка.

Клинок и замок Back-lock (бэк-лок) зафиксированы в рукояти штифтами. Если один из них — вокруг которого вращается при открывании клинок, — вполне выдержал два-три года повседневной носки и эксплуатации, а потом был отложен «по замене новым ножом», то другой, на котором качается коромысло замка, достаточно быстро сломался и был впопыхах заменен на то, что оказалось под рукой — алюминиевой заклепкой.

Отверстие в клинке на специальном «наплыве» в форме овала (эллипса), по мнению автора, значительно лучше круглого по форме. Эллипс позволяет мякоти большого пальца при открывании касаться большей поверхности, тем самым снижая неприятные ощущения и облегчая открывание, поскольку после установки заклепки взамен вышедшего из строя штифта клинок при открывании и закрывании ходит туговато.

За время эксплуатации ножом не выполнялись никакие кухонные работы, работы, связанные с обработкой дерева, походные или точные, с ножом не проводилось никаких манипуляции в порядке самообороны и уж тем более в порядке нападения.

 | Содержание номера