| Содержание номера 

Красота ножа. В ноже всё должно быть красиво


На мой взгляд, среди публикаций в журнале «Клинок» особое место занимают те, в которых авторы стремятся поделиться с читателями своим практическим опытом, по-своему бесценным. При этом круг их интересов весьма обширен и может касаться таких тем, как эксплуатация ножевых изделий, анализ новых моделей ведущих ножевых фирм, самостоятельное изготовление ножей или изыскания в области эстетики авторского оружия.

Возможно, кто-то из достигших определенных высот мастеров пренебрежительно перелистывает эти страницы, рассуждая о том, что все это уже давно известно и не этим авторам «учить» столь изощренного «мэтра». Но, как правило, такие люди, в совершенстве овладев каким-то одним приемом художественной работы, все последующее свое творчество превращают в непрерывный акт самолюбования.

Полагаю, что это совершенно неприемлемый подход к искусству, оканчивающийся тем, что такой мастер попросту начинает тиражировать достигнутое, не замечая путей к новым вершинам.

В то же время многие из тех, кто только начал осваивать ремесло ножовщика, стремятся украшать свои изделия достаточно просто, не задумываясь об эстетике и гармонии. В результате плоды их творчества смотрятся довольно примитивно. Таким мастерам еще не хватает опыта и знаний, чтобы подняться до высот художественного творчества. Они просто не знают с чего начать…

А начать следует с осознания той простой истины, что в ноже все должно быть красиво! И в стремлении к этому необходимо настойчиво овладевать различными техниками художественной работы, гармонично сочетая их в изготавливаемом ноже.

По своему личному опыту могу сказать, что самая живая и интересная работа, происходящая как бы «сама собой», — ковка и изготовление клинка для будущего ножа. А вот все последующие операции — это кропотливый и долгий процесс, требующий усидчивости и внимания.

В данной статье я хотел бы познакомить читателей с ювелирными техниками «скань» и «зернь», которые издавна применялись не только для украшения ювелирных изделий, но и при отделке холодного оружия. Причем, традиция эта давняя и широко распространенная еще в Древнем мире. Так, в гробнице египетского фараона Тутанхамона (датируемой 1352 годом до н.э.), был найден кинжал, полностью изготовленный из золота. Его рукоять украшена геометрическими фигурами, выложенными мельчайшими золотыми шариками — зернью.

В традиции древних славян искусные узоры, составляемые из завитков проволоки, напаянных на плоскость основы — так называемая техника скани (или филигрань), дополненная зернью, — широко применялась при изготовлении ювелирных украшений и подвесок.

Я же впервые познакомился с этой техникой в Таджикистане. В праздничные дни женщины этой страны надевают на себя и свою одежду до 10 кг многочисленных серебряных украшений, каждое из которых является произведением национального ювелирного искусства. Особенно популярны «тумор» — нагрудные и височные подвески из серебра, с вкраплениями в сканный узор полудрагоценных камней. Благодаря этому изделие отличается нежной цветовой гаммой: в холодном отблеске серебра — розовые, голубые, белые капельки…

Именно такого эффекта я пытаюсь достигнуть, если оформляю белое оружие — свои клинки — в восточном стиле.

С чего начать

Прежде всего, начинать следует с обдумывания общей композиции ножа. Важно, чтобы в ней гармонично сочетались форма клинка и рукояти, чтобы линии контура ножа были плавными. Затем делается эскиз на листе бумаги. Он уже дает некоторое визуальное представление о произведении, которое вы задумали. Но не спешите тотчас браться за инструмент. На бумаге еще что-то можно подправить и изменить, а металл требует точной работы.

Итак, допустим, вы уже окончательно проработали все детали задуманной композиции. Следующий этап — практическая работа с металлом.

Для художественного оформления ножа в первую очередь необходимо изготовить декоративные серебряные накладки, колечки и колпачки, которые, покрыв рукоять, станут основой для ее ювелирного украшения.

Эти детали выполняют из пластин, отрубленных небольшим зубилом от серебряного слитка, который можно приобрести в банке. Стандартный 100-граммовый слиток серебра имеет размеры 30х50х8 мм.

 | Содержание номера