| Содержание номера 

Ножи EICKHORN


Отсутствие такого предмета снаряжения, как «полевой нож» (Feldmesser), было «замечено» в бундесвере только в 1964 г. — восемь лет спустя после официального формирования германских вооруженных сил. Однако, в отличие от старших партнеров по НАТО, например Норвегии или Голландии, немцы не удовлетворились проверенными образцами наподобие USMC Mk II (Ka-Bar) или М3/М4, а устроили войсковые испытания, продлившиеся четыре года — дольше, чем танка Leopard. Победителем стал продукт отечественного, в смысле — немецкого, производителя. В знаменательный и для немцев «день дурака» 01.04.1968 г. на вооружение бундесвера был принят «полевой нож образца 1968 г.»

FM 68

Глядя на это неуклюжее изделие именитой фирмы Herbertz из Solingen, невольно задаешься вопросом: что случилось с великой ножевой культурой, давшей миру столько образцов для подражания? (Фирма Herbertz производила ножи для «Гитлерюгенда» и даже после войны продолжала изготавливать нож такого же дизайна для скаутов, пользовавшийся спросом у пользователей — Авт.) Объяснение подобному явлению одно: синдром «поколения Освенцима», с его благим намерением видеть в военнослужащих бундесвера только «граждан в форме», имел следствием тщательное забвение всех традиций «германского милитаризма». Хотя в 1957 г. правительство ФРГ и позволило ветеранам второй мировой носить их боевые награды, но — только новоделы, без нацистской символики. На портретах фельдмаршала Роммеля, разрешенных в казармах, в числе немногих официально признанных примеров «солдат-граждан», были тщательно заретушированы даже пуговицы с орлами Третьего Рейха.

Вопрос о том, чтобы позволить новому немецкому офицерству в прямом смысле «бряцать саблями» даже не поднимался. Юбилейная сабля бундесвера появилась только спустя пятьдесят лет в качестве неформального настенного сувенира.

Естественно, что первые «всходы» на такой почве не могли быть чем-то выдающимся. Они «отличались» плохой балансировкой, неудобной рукоятью, непрактичной формой клинка из, в общем-то, качественной стали марки X45 CROV15 (низколегированной стали с содержанием 0,45% углерода, 1% хрома и 5% ванадия) и центрическим скругленным острием, как на детских ножах. Возможно, это и правильно, ведь солдат срочной службы — в сущности, большой ребенок…

Показателем непопулярности FM 68 среди пользователей может служить высокая степень сохранности ножей в войсках. В отличие от складных, обычно «терявшихся» к концу службы, «полевые» послушно сдавали на склад вместе с прочим, очевидно, малопригодным в гражданской жизни, снаряжением.

АСК

К концу 1980-х гг. дело давно назревшей замены FM 68, похоже, сдвинулось с места. Инициатором стала фирма Eickhorn из Solingen — семейное предприятие в пятом поколении, основанное еще в 1865 г. Едва оправившись от последствий второй мировой войны, когда вместе с фабрикой погибла и коллекция образцов продукции, фирма в 1950 г. вновь освоила производство штыков для армий многих стран мира. Однако, уже в середине 1970-х гг. потерпела банкротство под натиском конкурентов с Дальнего Востока. Вскоре Rolf Jurgen Eickhorn основал новое предприятие. Теперь предприятие уже не занималось производством, оно было перенесено в страны с дешевой рабочей силой: на Дальний Восток и в Испанию. В ведении фирмы была сосредоточена разработка, маркетинг и продажа штыков и боевых ножей под торговой маркой Eickhorn.

Первый большой успех предприятию принесла линия штыков KCB к основным моделям стрелкового оружия — от М 16 до АК-47. Вскоре фирма стала поставлять эти образцы вооруженным силам более 50 стран мира. Куда менее известны поставки тактических ножей различным специальным формированиям.

 | Содержание номера