| Содержание номера 

Еще раз о выборе ножа... нож для ребенка


Продолжение.

Начало см. журнал «Клинок»

№5, 2014 г., №№1-3, 5-6 2015 г. и

№1 -4, 2016 г.

Я искренне надеюсь, что среди наших читателей нет тех, кто задает себе или окружающим вопрос: «зачем ребенку нужен нож?» Это касается не только ножей на охоте/рыбалке/в походах, а и в повседневной жизни. Поэтому в данной статье речь пойдет о детских EDC-ножах, то есть о ножах, которые ребенок может носить каждый день и использовать, когда возникнет такая необходимость. Согласитесь, что потребность в использовании ножа может возникнуть не только у взрослого человека с его « взрослыми делами», но и у ребенка, с его «детскими проблемами», которые надо решить.

Лично я получил в качестве подарка свой первый «индивидуальный» нож в возрасте лет двенадцати или тринадцати, то есть тогда, когда в голове «уже было то, что могло контролировать использование ножа». Этот нож, подарок отца, сохранился у меня до сих пор — старый советский складник-многопредметник, уже уставший от жизни, потертый, со следами многократных заточек — он занимает почетное место в коллекции моих ножей. Нож этот эксплуатировался нещадно — небольшие вылазки на природу (попечь картошки, пожарить сала на костре), рыбалка, детские игры с ножом (танчики, в земли, морской бой) — все ложилось на его « плечи». В общем, с ножом я не расставался.

На пластиковых накладках рукоятки были выжигателем написаны мои имя и фамилия — дабы предотвратить соблазн умыкания кем-либо. Да и вероятность утери ножа, с моей точки зрения, сводилась к минимуму — к антабке с помощью карабина крепился обычный шнурок, а написанные имя и фамилия, почти стопроцентно гарантировали возврат ножа — ареол обитания был относительно ограничен, а в нем практически каждая собака меня знала. Ходил с ножом и в школу, где нож использовался для заточки карандашей на черчении (был у нас такой предмет с седьмого или восьмого класса), да и разделить бутерброд/булочку/пирожок с товарищем с ножом становилось значительно проще.

Особый «ножевой» шик — открывашка для бутылок на ноже — для советского лимонада с металлической пробкой. Открывашек особенно у нас не было, открывали как могли и обо что могли — поэтому открывашка на ноже была очень часто востребована. Этот нож был со мной достаточно долго, бывал в туристических походах и поездках, прошел в армии через курс молодого бойца и несколько полевых выходов, пока не был заменен на офицерский Viktorinox.

Я помню, как мой двоюродный дед говорил: «У мужчины с собой всегда должен быть нож». И он у него был — небольшой советский складник выпуска годов, эдак, шестидесятых прошлого столетия.

В общем, мое мнение — нож у ребенка должен быть. При этом нож, который ребенок сможет всегда, когда у него возникнет необходимость, взять. И взять без разрешения, без ответов на различные вопросы — это его личная вещь, которой он вправе пользоваться по своему усмотрению. Правда, остается для меня открытым вопрос — можно ли брать нож в школу? Есть ли в этот какая-либо необходимость? Как на это прореагируют школьная администрация и одноклассники? Но, если не «светить» и не хвастаться, думаю, что можно. Главное, провести перед этим с ребенком соответствующий инструктаж. К тому же стоит вспомнить школьные ножи (как-то мы уже рассказывали в одной из статей о ножах школяра, которые выпускались очень многими компаниями).

В целом, знакомство ребенка с ножом и освоение навыков работы с ним должно происходить под неусыпным присмотром взрослого человека. Самое первое, с чего надо начать, с правил техники безопасности. Ребенок должен понимать, что нож не игрушка, а инструмент, который может помочь облегчить жизнь и должен использоваться соответствующим образом. После этого необходимо перейти к демонстрации возможностей ножа. Если нож с фиксированным клинком — необходимо показать, как крепиться нож в ножнах на пояс или на ремне, как извлекается и убирается в ножны, как его необходимо держать (показать варианты нескольких хватов) и как работать ножом. Если же нож со складным клинком, то показать, как складывается и раскладывается клинок, как работает замок, предохраняющей нож от самопроизвольного или случайного складывания, как работать с каждым инструментом и для чего он нужен (в случае многопредметника или мультитула). То есть, фактически, необходимо провести курс обучения работе с ножом, при этом не забывая акцентировать внимание на том, что нож — предмет, представляющий в неумелых руках повышенную опасность, в первую очередь для того, кто им работает, указать на наиболее опасные места на ноже.

Рассмотрим более детально критерии, которые предъявляются к «детскому» ножу. Весь процесс определения стоит разделить на две глобальные части: складной нож или с фиксированным клинком.

 | Содержание номера